Зачем Алексей Салтыков снимал в главных ролях свою жену и нужен ли советским зрителям счастливый финал?
Роль жены в творчестве режиссёра
К моменту съёмок фильма «Семья Ивановых» (1975) у Алексея Салтыкова был уже впечатляющий список снятых картин:
1959 — «Ребята с нашего двора»
1961 — «Друг мой, Колька!» (совместно с Александром Миттой)
1962 — «Бей, барабан!»
1964 — «Председатель»
1967 — «Бабье царство»
1969 — «Директор»
1971 — «И был вечер, и было утро…»
1972 — «Сибирячка»
1973 — «Возврата нет»
Впервые он снял свою жену в фильме «Сибирячка», но об этой её роли я ничего сказать не могу. Не смотрел.
Зато фильм «Возврата нет» смотрел совсем недавно и даже писал статью об этой ленте.
Мне показалось, что Ольга Прохорова в фильме «Возврата нет» совсем не вписывалась в актёрский ансамбль, и становилось непонятным, почему же влюбился в неё главный герой фильма Николай Никитин.
Однако фильм получился замечательным. Вытянули его остальные актёры, игравшие главные роли. Да и сюжет был на редкость оригинальным и захватывающим.
К сожалению, популярные советские актёры Николай Рыбников, Нонна Мордюкова, Александр Хвыля, Алла Ларионова и Николай Ерёменко вытянуть фильм «Семья Ивановых» уже не смогли.
Помимо неудачного выбора актрисы на роль Люды Ивановой, скучным и мало вразумительным оказался сценарий.
Личная жизнь Алексея Салтыкова не сложилась. Спустя несколько лет Ольга Прохорова выходит замуж за дипломата и эмигрирует.
Зря он её снимал.
Сюжет
Студентка-первокурсница с томным взглядом сначала разлюбила рабочего-металлурга, а спустя несколько часов полюбила столичного мажора, который приезжает в провинцию в поисках себя. В конце фильма мажор тоже станет рабочим-металлургом.
Спустя два часа, Люда Иванова приводит Алексея Чистохвалова к своим родителям и сообщает, что выходит за него замуж.
Их знакомство и замужество стали основой всего фильма. Всё остальное идёт уже фоном.
Семья Ивановых: Иван да Марья да дочь их Люда
Название фильма «Семья Ивановых» поневоле возвращает память зрителя на 20 лет назад, когда на экраны вышел фильм режиссёра Иосифа Хейфица «Большая семья«.
Однако понятие «семья» середины 50-х годов и середины 70-х годов кардинально отличается. В послевоенном фильме семья состоит из более чем десяти человек, а в фильме эпохи застоя в семье всего три человека.
Пародия?
Основная мысль первого фильма — это продолжение рабочей династии, а во втором фильме продолжение не ожидается. Даже если у Ивановых появятся внуки, то они уже будут носить фамилию Чистохваловы.
Сколько лет главному герою фильма?
Определить точные возраст старших Ивановых не представляется возможным. Создатели фильма полностью запутали зрителя.
1. Иван Иванович Иванов воевал на фронте, значит самое позднее он родился в 1920-1925 году, то есть ему 50-55 лет.
2. Приятель Ивана Иванова Сергей Запрягаев говорит, что они отработали на заводе почти 50 лет. Даже если они пришли на завод в 15 летнем возрасте, то получается что Ивану 60-65 лет.
3. В одной из сцен Иван говорит, что заводской гудок напоминает ему о революции и о первых пятилетках, то есть во время революции он уже работал на заводе. Исходя из этого, главному герою уже 70-75 лет.
Но разве можно в таком возрасте работать у доменной печи?
И при этом у Ивана Ивановича восемнадцатилетняя дочь.
«Яркие» моменты
1. Антиалкогольная агитация получилась настолько тупой, что становится смешно и грустно. Пересказать трудно. Эту сцену нужно смотреть самим.
2. Относительно молодой рабочий рассказывает столичному мажору о смысле жизни. Тоже не впечатляет. Звучит фальшиво.
3. Песню, которую пару раз исполняет Людмила Иванова, тоже могу рассматривать только с точки зрения пародии на советскую эстраду тех лет.
4. Совершенно непонятна сцена с аварией на заводе. Молодёжь стоит и щёлкает клювами, а 70-летние старики лезут в пекло, чтобы устранить повреждение.
Можно ли перевоспитать московского мажора?
Конечно можно! Для этого его нужно направить работать на металлургический завод, и он станет человеком. Причём довольно быстро! Не сомневайтесь.
Поездка в Болгарию
Мне показалось, что эта часть сюжета вообще лишняя.
Понятно, что создателям фильма нужно было показать, что любой советский рабочий в середине 70-х годов мог запросто поехать на отдых в Болгарию.
И при этом совершенно случайно встретить в Болгарии свою дочь в открытом море, когда у них была экскурсия на катере.
Людмила приплыла ниоткуда и уплыла в никуда.
Как можно не знать, что дочь, с которой они живут вместе, тоже собирается ехать в Болгарию?
Какой финал я ожидал?
Жена Ивана Марья тяжело больна и ей предстоит серьёзная операция.
В 70-е годы было модно снимать фильмы с открытым концом, чтобы зрители сами решали поженятся герои или нет.
Я предполагал, что фильм именно так и закончится.
В последней сцене герои ждут результаты операции, и в этом момент появляется текст «Конец фильма».
Однако же создатели фильма пошли другим путём
Сначала зрителей полностью уверили, что Мария умерла, потому что все члены семьи Ивановых-Чистохваловых ходят со скорбными лицами. Люда носит чёрный платок, прохаживаясь по квартире, хотя в предыдущей сцене на улице была с обнажённой головой.
Нет уже Марьи? Как бы не так! Оказывается операция еще впереди!
Просто идёт нагнетание обстановки.
Марья будет жить
Следующая сцена уже в больнице
Марья после операции прощается с Иваном и советует ему завести хорошую женщину, только в дом её не приводить.
Затем она закрывает глаза и умирает. Оператор нам показывает такие ракурсы её лица, что у нас уже не остаётся сомнения, что Мария приказала долго жить.
Когда это понимает Иван, то он открывает окно и начинает очень громко голосить, хотя нужно было бы позвать врача, чтобы понять, что же происходит.
В этот момент Марья открывает глаза и говорит:
«Вернулась я. Не могу тебя бросить, отец!».
Зрители должны понять, что Марья воскресла.
Звучит громкая бравурная музыка. Конец фильма.
Опять получилась пародия
Нельзя советского зрителя оставлять с неопределённым финалом.
Финал должен быть понятным и обязательно счастливым!
Как вы думаете, сколько лет Ивану Иванову?