Советский телесериал «ТАСС уполномочен заявить» (1984) для меня связан с личным переживанием – когда его крутили по ТВ в июле 1984 года, моя мама пребывала в одной из стран «третьего мира», где работала в качестве советского специалиста. Не КГБ, просто Зарубежтрансстрой, но тогда всё подчинялось единому ритму. Особенно – тема выезда за рубеж в Азию и Африку. Было тревожно. В эру Холодной Войны мы соперничали с американцами во всех областях – в том числе, боролись за возможность диктовать вчерашним колониальным странам «правильный путь» и выбор идеологии.
Сейчас понимаешь, что фильм наивный, хотя, с точки зрения «искусства» — прекрасный. Его до сих пор интересно смотреть. Помимо ловких поворотов сюжета, были там очень красивые актрисы, в том числе – никому не известная, ярчайшая дама – некая Эльвира Зубкова (почему-то в ряде источников она значится, как Элеонора, но в титрах именно Эльвира). Она играла коварную авантюристку – Пилар, подругу ЦРУшника Джона Глэбба, в роли которого выступил совершенно не американистый Вахтанг Кикабидзе, но образ получился великолепным.
Пилар показалась смутно знакомой и неслучайно. Это была манекенщица, чьё лицо часто украшало журналы мод 1970-1980-х годов. Но сопоставлять типаж на экране и «девушку с обложки» в подростковом возрасте не придёт в голову – я тогда была уверена, что в кино и театре задействованы актрисы, на крайний случай – циркачки, а манекенщицы …? Они только в журнале и на показе мод. Таким же открытием была манекенщица Елена Метёлкина – Нийя из «Через тернии – к звёздам» (1980) и Полина в «Гостье и будущего» (1984).
Да. Это была стандартная формула советского кино «про Запад» — все тамошние женщины рисовались модными красавицами с отличными фигурами, а жизнь полна дискотечного блеска, музона и феерии. Не говоря уже о стильных интерьерах. Эта завлекательная картинка сыграла не последнюю роль в последующем отказе от социализма – всем дружно захотелось стопиисят сортов сыра и бананово-лимонных конфет в крикливых фантиках. И, понятное дело, чтобы все девушки были, как модели с обложки.
Ан всё сложнее! И те, кто ездили за границу – знали, что красоток в Лондоне и Хельсинки примерно так же мало, как в ПГТ Лесная Муть, налоги – высоченные, а бананово-лимонные конфеты – чистая химия, да и по вкусу — не очень. Что фантик — это всего лишь раскрашенная бумага. Но в 1984 году все смотрели, как лощёная Эльвира Зубкова в сногсшибательных нарядах шикарно закуривала, плавно двигалась и смотрела с экрана большущими, густо подведёнными глазами.
О ней даже сейчас написано очень мало. Эльвира Борисовна родилась в 1956 году, не имела актёрского образования, была моделью Вячеслава Зайцева – кстати, все его манекенщицы отличались изысканной внешностью, а вот в ОДМО на Кузнецком Мосту встречались и обычные лица, так как советский легпром – это не столько праздник моды, сколько демонстрация вещей для массового производства. А вот Зайцев с самого начала позиционировал себя, как фэшн-художник и творец элитарных форм.
Кстати, она снималась в кино и до этого – ещё в подростковом возрасте, в телепроекте «Школьный спектакль» (1972) – он выложен на ЮТубе. После «ТАСС…» Зубкова появляется в ряде эпизодов – например, в «Курьере» (1986) в роли одной из гостий на дне рождения Кати. Жизнь модели/актрисы сложилась хорошо – она удачно вышла замуж за дипломата, профессора МГИМО Ноэля Усманова и 1991 по 2012 год проживала в Ливане, где её супруг работал Директором центра культуры России. Лет 6-7 назад мелькнула в какой-то программе, посвящённой кино.
Несмотря на скромный послужной список, Зубкова до сих вспоминается, как украшение политического детектива о противостоянии систем. Её Пилар не так часто появлялась — в ряде серий её вовсе нет, однако, на неё каждый раз было направлено внимание – она помогала вербовать советских специалистов, заманивая их в свои сети. Она воплощала дольче-виту, мир коктейлей, огней, дорогих авто. Ей удалось зацепить Дубова – главного злодея и предателя. Правда, со Славиным у неё ничего не вышло…