Не можете вспомнить из какого фильма этот снимок? Даже и не пытайтесь!
Эта фотография была сделана 16 января 1970 года на «Мосфильме». Леонид Гайдай в те дни снимал кинопробу с Владимиром Высоцким и Натальей Крачковской. Высоцкий в роли Остапа Бендера, Крачковская — мадам Грицацуева. Шикарный дуэт!
Владимир Семенович пел «знойной женщине, мечте поэта…» во время их встречи песню «Девушка из Нагасаки». Читатели старшего поколения хорошо помнят эту песенку на стихи Веры Инбер. Интересно было бы увидеть все это на экране. Но Высоцкий Остапа так и не сыграл.
Почему? Слухи были самые разные. Одни говорили, что Высоцкий ушел в запой. Другие — что не разбилась тарелка, которую по многолетней традиции бросили на пол в первый съёмочный день. Есть и версия, что в именно в тот год Высоцкий был не очень, мягко говоря, желаем на «Мосфильме». И чтобы не подводить режиссера сам отказался от роли. Хотя через пару лет на той же киностудии он будет сниматься в драме Александра Столпера «Четвертый»…
Как было на самом деле — кто теперь разберет? Но точно известно, что именно Владимир Семенович предложил Гайдаю на эту роль своего друга из Батуми Арчила Гомиашвили.
В те годы актер служил в Тбилисском русском театре имени А. С. Грибоедова и играл в спектакле«Похождение Остапа Бендера» по мотивам романа «Золотой телёнок. Это был популярный спектакль одного актёра, в котором Гомиашвили все роли играл сам, в том числе и женские! С ним он объездил почти всю страну. Ради того, что бы посмотреть на его игру Гайдай специально приехал в Горький, где артист был на гастролях.
Гомиашвили ему приглянулся сразу. И он предложил неизвестному актеру, который до этого в кино сыграл лишь несколько эпизодических ролей, сразу главную роль.
«Я и есть Бендер!», — заявил ему Гомиашвили на пробах. Режиссеру такая уверенность и даже наглость неизвестного актера пришлась по душе. Он понял, что нашел наконец — то своего Бендера. А до этого Леонид Иович кого только не пробовал на роль Остапа, уже устал искать.
Были фотопробы: Владимира Басова, Алексея Баталова, Олега Борисова, Валентина Гафта, Евгения Евстигнеева, Спартака Мишулина, Александра Ширвиндта, Михаила Козаков, Николая Рыбникова, Николая Губенко, Евгения Киндинова, Никиты Михалкова, Александра Белявского, Фрунзика Мкртчяна и даже Муслима Магомаева.
Арчил Гомиашвили сыграл Остапа конгениально!
О тех съемках Арчил Гомиашвили вспоминал в одном из своих интервью так:
– Да, как говорил мой герой, «сбылась мечта идиота…» Кончилась беззаботная жизнь, начались мучительные поиски. Чтобы решить каждый эпизод смешно и интересно, надо было страдать и выдумывать. Съёмки были сложными.
Выражаясь языком людоедки Эллочки: «Мрак! Жуть!» Например, когда снимали эпизод землетрясения, вся декорация буквально ходила ходуном. В один из моментов навстречу мне нёсся огромный шар. Я отскакивал, а сверху в этот миг бросали четырёхстворчатую раму, в проём которой я должен был умудриться просунуть голову. Отсняли двенадцать дублей. Самое смешное в этом эпизоде, что в картину он не вошёл.
Снимали финал. Остап уже знает, где заветный стул. Ночью он должен попасть в клуб, третье окно от парадного подъезда. Он обещает Кисе крем «Марго» и батистовые портянки. Потом Остап засыпает… Снималось это зимой. На дворе был мороз, я основательно промёрз по дороге и перед камерой, согретый «юпитерами», заснул самым настоящим образом. Разбудил Гайдай; «Вставай, Арчил, уже отсняли». О, если бы можно было всю роль сыграть так, как этот эпизод!..
Эта роль прославила артиста на всю страну. Благодаря ей он получил в Москве квартиру. Позже, став бизнесменом, именем Остапа артист назвал свой ресторан. Актер считал, что между ним и Остапом много общего.
«Я артист, и мне нужен зритель. Остап тоже артист, и ему тоже нужна аудитория. Нет аудитории — и меня ничто не интересует: ни стулья, ни деньги!»
И о деньгах. Самый большой гонорар за этот фильм получил Леонид Гайдай. Ровно 7853 рубля, да еще 2000 рублей за сценарий. Арчилу Гомиашвили за Бендера заплатили 6120 рублей. Кто помнит, сколько тогда стоили «Жигули»?
Все бы хорошо, но после съемок Гайдай и Гомиашвили очень долго не разговаривали. Арчилу Михайловичу не понравилось, что его роль озвучивал актер Юрий Саранцев и своим голосом он говорит в комедии всего несколько реплик. И даже песню за Гомиашвили в фильме пел Валерий Золотухин. Не понравилось — это мягко сказать! Со всем свои горячим грузинским темпераментом актер высказал режиссеру все, что о нем думает. Ну и Леонид Иович ответил ему не подбирая выражения. Поговорили.
Интересно, что к тому времени Арчил Гомиашвили уже успел уволиться с Ленкома, в который после его «звездной» роли пригласил Марк Захаров. Говорили, что и с Захаровым актер не нашел общего языка, перешел играть в театр имени Пушкина.
Они не разговорили друг с другом больше пяти лет. А помирили их «12 стульев». Но не их фильм, а тот, который снял Марк Захаров. Гайдай сам позвонил актеру 2 января 1977 года и без всяких вступлений быстро сказал ему: «Арчил Михайлович, включайте телевизор! Сейчас будут показывать настоящее уголовное преступление!».
… Все эта дела и страсти минувших дней. Нет уже в живых ни Арчила Михайловича, ни Леонида Иовича. А их фильм уже больше полувека любим зрителями.
Кстати, 8 июня 1971 года была премьера этой экранизации. Так почему бы ее еще разок не пересмотреть сегодня вечером?