«Всё пропитано дешевым западным зельем»: в каких условиях Рязанов снимал «Небеса обетованные»

В последний год существования Советского Союза Эльдар Рязанов снимал трагикомедию «Небеса обетованные» с замечательным актерским ансамблем.

В кинематографе тогда царил рынок, который дал каждому талантливому художнику свободу, но не дал денег. Зрители массово шли на голливудские фильмы, а советское кино стремительно приходило в упадок.

На съемках картины «Небеса обетованные» режиссер порассуждал о том, как снимается кино в эпоху перемен.

— Автора сценария у картины «Небеса обетованные» два: Генриетта Альтман и я, Эльдар Рязанов. Мы вдвоем сочинили это произведение. Снимаются хорошие артисты. Это трагикомедия, чтобы зритель одновременно смеялся и плакал. Хочется, чтобы зрители смотрели эту картину, потому что мы, создатели, будет получать деньги в зависимости от проката. Может возникнуть такая ситуация, что все будут запасаться продуктами и не выглядывать из окон, потому что, неизвестно, что произойдет дальше.

-Если раньше, например, актеру надо было закурить в кадре, не было проблем, ассистенту реквизитора говорили: «Купи пять пачек сигарет». А сейчас – это проблема, потому что сигарет нет.

Сейчас всё – проблема. Мы для сцены сделали оладьи, которые будем выдавать за мясные антрекоты. Вообще ничего нет.

— Время изменилось для художников к лучшему, потому что пришла свобода, можно говорить то, о чем раньше даже думать было страшно. Но пришел, так называемый, рынок. Выяснилось, что ни честь, ни совесть, ни дружба ничего не стоят. Люди уходят туда, где платят дороже.

Их можно понять, ведь цены растут, я вообще не понимаю, как можно жить на советскую зарплату. Поэтому, человек, который уходит в кооператив, я его понимаю. Но, тем не менее, есть вещи, которые не продаются.

— У меня в фильме нет ни зарубежной поездки, герои – бедные люди, поэтому на нем никто работать не хочет. Нечем приманить. Поэтому выискиваю людей, в которых еще есть идеализм. Они сегодня редки, как мамонты. В Красную книгу можно заносить.

Есть свобода, но существует и несвобода. Существует монополия проката. Они должны быть людьми культурными и образованными, а где их взять? Это заведующие каких-то отделов райисполкомов, которые теперь оценивают, что хорошо, а что плохо в кино.

Конечно, проще купить вульгарную французскую комедию или дешевый американский детектив, и на нем заработать, чем купить трудную советскую картину. Сейчас надо защищать отечественное кино. Правда, его сегодня нет. Но, тем не менее, его как факт надо защищать.

— Мы – страна крайностей. Сейчас мы погибаем от дешевого западного зелья. Видеотеки и кинотеатры заполнены им. Если бы покупались высокие образцы… К сожалению, до них не добираются. Если добираются, то их никто не смотрит.

Оцените статью
«Всё пропитано дешевым западным зельем»: в каких условиях Рязанов снимал «Небеса обетованные»
«Дом». Единственная запись спектакля Ленинградского Малого драм. театра в архиве советского телевидения