Почему героя из «Дайте жалобную книгу» мне хочется назвать мажором: причина в его квартире

В фильме старый и неприятный мир сталкивается с новым — модерновым, прогрессивным. Это видно не только в основе комедии, но и в мельчайших деталях. Самые выразительные и говорящие мелочи «разбросаны» в главном месте действия – в ресторане «Одуванчик». Но его я буду разобрать подробно в следующий раз. Сейчас же приглашаю прогуляться по квартире главного героя – журналиста Юры Никитина. Уж очень нетипичное у него жилище.

Подойдем к дому Юры. Точный адрес в фильме не называется, но выяснить его нетрудно — нам несколько раз показали весьма выразительный вид из окна квартиры. Юрий живет совсем рядом с тем самым «Одуванчиком» — в доме номер 18 на Кутузовском проспекте. Довольно вычурное внешне здание с масштабным декором. Весьма иронично, учитывая, что с подобным «устаревшим стилем» герои и боролись, производя модернизацию ресторана.

Планировка и размеры квартир в этом дворе поистине царские. Тут есть пяти- и даже шестикомнатные «апартаменты». Наш герой жил не в такой громадине – скорее всего, у него была двушка, но точно сказать нельзя из-за изрядной перепланировки комнат (об этом будет ниже поподробнее).

Жильцы в доме номер 18 всегда были не простые, а «золотые». Здесь получали квартиры сотрудники Госплана, Генштаба и партийного аппарата КПСС, известные актеры, дипломаты и другие представители московской элиты. И вот среди такой «компании» оказался герой фильма – наш журналист Юра Никитин. Наверняка, квартирка ему досталась от родителей. Сам он получить такое жилье вряд ли бы мог – Юра, конечно, перспективный журналист, но еще не того уровня, что б ему давали квартиру в подобном элитном доме.

В общем, по дому, где жил Юра, можно однозначно сказать – парень перед нами не простой. Он явная «московская золотая молодежь». Это, кстати, помимо прочего подчеркнуто внешним обликом героя – наряды и аксессуары у него далеко не простые.

Но вернемся к дому Юры и пройдем внутрь его квартиры. Здесь нас ждем эффектный модерн. Парню явно не достаточно чистой и уютной квартирки – он желает произвести эффект, выделиться. А иначе бы не стал так заморачиваться с переделкой комнат.

В квартире явно произведена перепланировка, снесены межкомнатные стены, вместо них поставлены стеклянные перегородки. Получился эдакая просторная квартира-студия, которая в 60-х все же была «диковинной зверюшкой». Да что уж там – и по нынешним меркам квратира со стеклянными стенами мне кажется авангардным кичем.

Вещи внутри квартиры намекают, что герой у нас явно не перебивался от зарплаты до аванса, а жил весьма на широкую ногу. Мебель новая, но ее немного – не из-за экономии, а чтоб было просторнее. Чего в квартире много, так это книг (заметила один шкаф и несколько полок. доверху набитой разными томиками, но и этого мало — в углах книги просто стоят стопками).

Техника у героя — «по последнему писку моды». Например, в одном из кадров можно заметить новейший магнитофон «Филипс ЕЛ 3585». А статьи герой печатал не абы на чем, а на немецкой машинке «Эрика» (просто так в советских магазинах ее достать было крайне затруднительно).

Наверняка, сейчас среди читателей есть те, кто возразит: «Чего обсуждать обстановку квартиры, если снимали все в павильоне?». Но тут я возражу – во-первых, нет достоверных данных, что квартира героя – это павильон. Во-вторых, даже если это и павильонные съемки, то квартиру все равно сделали умышленно модерновой.

Ведь гораздо проще было бы воспроизвести интерьер хрущевки или сталинки со стандартной мебелью. А не заморачиваться и не выстраивать вот такой «авангард». Значит, это был умысел режиссера и реквизиторов, чтобы с показать героя нетипичным и непростым.

Но что же модерновая квартира говорит нам о журналисте Юре Никитине?

Скорее всего, цель была привлечь внимание к нестандартности героя – сделать акцент на том, какой он современный, идущий наперекор старым привычкам предыдущего поколения.

Но если замысел был таков, то почему квартира стала слишком нетипичной? Ведь когда Таня со своими помощниками преобразила «Одуванчик», то они не стали выпендриваться сверх необходимого – их новые проект был вполне типичен для 60-х (подобные общепиты-стекляшки открывали по всех стране). В таком же духе можно было оформить и квартиру Юры – современно, но узнаваемо и без чрезмерной оригинальности.

По-моему, было вполне достаточно поселить Юру в новенькую хрущевку (которую он мог получить сам, без помощи родителей), обставленную хорошей, но узнаваемой мебель. Тогда бы герой воспринимался, как трудолюбивый журналист, который не родился с «золотой ложкой во рту», а всего в жизни добивается своим умом и усилиями. Что он понимает важность прогресса, но не выпячивает свою собственную персону, не стремится демонстрировать свою элитарность.

Да, мне бы хотелось видеть Юру Никитину в фильме чуточку попроще, «поближе к народу». Но это всего лишь мое личное мнение. Режиссер решил иначе – ему захотелось показать своего героя именно оригинальным и обеспеченным товарищем. Его право. Как знать, может это и была цель Рязанова – оправдать молодое поколение 60-х, не знавшее в жизни невзгод, показать, что не все мажоры плохи и достойны осуждения. Вон, Юра Никитин — тоже мажор, но парень ведь пригожий.

Вот такая версия.

А вы как считаете, имеет ли значение интерьер квартиры, где жил герой? Почему Рязанов решил показать ее именно такой необычной?

Оцените статью
Почему героя из «Дайте жалобную книгу» мне хочется назвать мажором: причина в его квартире
История народного сериала «Дальнобойщики»: как Галкин и Гостюхин друг друга спасали