Изумительно, как Татьяна Догилева умудрялась скрасить любое средненькое повествование! Вроде бы играла один и тот же типаж – оптимистичную девчонку (или молодую женщину) и никогда не надоедала.
Вот – посредственный фильм, где и сценарий – банальность, и режиссура – так себе, но поскольку в центре внимания Татьяна Догилева, то и смотреть можно. Хотя бы один раз. Но – до конца.
О чём речь? О комедии «Безбилетная пассажирка» (1979), где в первых же кадрах мы видим её, штукатура Нину Бабайцеву. Энергия, напор, весёлые глаза. Нина приезжает в некий город, чтобы поступить на работу в бригаду и сходу знакомится с Антоном (Константин Кравинский),…
…которого из той бригады, что называется «попросили» за неуживчивый характер. Молодые люди, несмотря на сложность момента, с первого же взгляда чувствуют симпатию друг к другу.
Он садится на поезд, она прыгает следом, но без билета – отсюда название кинокартины. Затем эти двое попадают в ряд неопасных, но в общем-то сложных ситуаций. Снято вяло, но эта самая Нинка зажигает.
И ещё имеется плюс – показана спокойная, размеренная жизнь в позднем СССР.Какая-то принципиальная невозможность упасть на дно, если, конечно, отсутствует неодолимая тяга к пьянству, например.
Ребята переезжают и везде находят возможности – требуются штукатуры на многочисленные стройки. Важный момент – в советское время на строительствах работали свои, а не пришлые, не чужие со своим укладом.
Причина – высокие зарплаты и перспективы. Да, это не было престижно, зато можно было хорошо заработать и быстро получить квартиру. Интересно, что Нинка и Антон постоянно ведут умные разговоры, причём в лёгкую.
Да, парень знает много больше – его готовили к высшему образованию и отсюда философия, но девушка быстро схватывает. Вообще, это была особенность советского кино – пролетариев показывали, как начитанных людей.
Реальность бывала скромнее, однако, искусство – это частенько преувеличение в сторону идеала. Как должно быть. Да. На стройках ругались матом – не озвучивать же это. И правда жизни тут ни при чём.
В современных фильмах у героев …нет дома книг, и «Евгения Онегина», как в предложенной киноработе, никто не обсуждает. А в «Безбилетной пассажирке» девушка, приехав в город, покупает в киоске «Союзпечати» именно томик Пушкина.
Хотели показать развитие, как возможность и как реальность. Чувства между героями – сложные. Вроде как это дружба с искорками любви, но парень и девушка постоянно друг друга вышучивают. Беспрестанные подколки.
Точка сборки – когда Антон говорит, что вещь, произведение, человек прекрасны, когда в них полноценно воплощена идея той вещи, произведения или человека.
И – называет Нину точным соответствием себе самой. То, что принято именовать «цельностью». Финал вроде бы открытый, но, в общем-то заметно, что этой паре не быть врозь. Они будут вместе и, скорее всего, долгие годы.