Обсуждая кинокомедию «Блондинка за углом» (1984), большинство авторов считают Николеньку – положительным героем и очень хорошим человеком. Почти идеалом. Умный же. А тут их вообще нет — положительных-то, быть может, за исключением родителей того Николеньки. Начнём с того, что он вообще ничего не созидает.
Он занят околонаучной ахинеей, под которую пятнадцать лет выделялись государственные деньги. Напомню, что астрофизик Порываев был занят …ожиданием сигналов от внеземных цивилизаций. Сидел и активно ждал, пока общество производило предметы или – идеи. Коля не создавал ни-че-го.
Затем, когда что-то пошло не так, он решил наняться грузчиком в тот магазин, где работает Надя, и в тот же день гнусно напился, как бы говоря миру, что он (тот мир) несправедлив. Потом его берёт на буксир та блондинка, стараясь как-то расшевелить.
Николенька вздыхает, пытается читать мораль и поёт грустную песню о низменности мечт о нержавеющей мойке. Да, грёза так себе, но это в какой-то мере лучше, чем жить в том бедламе, в каком живут Порываевы. Они давным-давно переехали, но всё никак не могут разобрать вещи.
Ладно старики, но Николенька ничем и никак не помогает маме с папой. Он для них всё ещё малыш, которого надо опекать, а он и не думает выбираться из своей детской «ипостаси». Ему там удобно. В доме – пустой холодильник, никто не думает о хлебе насущном (ах, да – хлеб сожрала красавица Регина, дамский вариант Николеньки).
По своей сути Порываев из той же когорты, что и противный Вениамин, персонаж «Зимней вишни» (1985). Та же научная зацикленность, бытие под боком у родителей, отсутствие личной жизни, то есть жены-детей в солидном возрасте, общая инфантильность.
Разве что герой Андрея Миронова симпатичнее …за счёт мужской харизмы и внешности актёра, а не сам по себе. Представьте в образе Николеньки того же Александра Ленькова, ну, или Андрея Мягкова. Если Надя кажется ему примитивной – сказал бы. А то – согласился взять в жёны.
Ведомый. Но с гонором. Самый дикий, мерзкий поступок – это побег с собственной свадьбы, куда Надя пригласила кучу народу. Безусловно, там были не самые симпатичные лица, но… есть же правила поведения. Зачем же было так срамить девушку, не сделавшую жениху ничего плохого, кроме …хорошего?
Понятно, что блондинка-из-гастронома – это не лучший вариант хомо-сапиенса, но этот Порываев – вообще чемодан без ручки. Умный и при том – бессмысленный. Да, наилучшим вариантом жены для Порываева бы …Раиса Захаровна из не менее крутой комедии «Любовь и голуби» (1984).
Он бы ловил зелёных человечков во вселенной, она бы его слушала с широко распахнутыми глазами. Кроме того, у Раисы хорошо поставленный быт и, если не брать во внимание её бессолевую диету и прочие закидоны в области кулинарии, то хозяйка она приличная – в квартире чисто и ничто не валяется.
Впрочем, в отличие от Васи Кузякина, мечтавшего в конечном зачёте «горбушечкой отравиться», астрофизик Николенька привык бы и к тем витаминным салатам-без-всего. Зато полнейшая гармония по части сигнальчиков из далёкой-далёкой галактики.