Фильм «Следы оборотня» (1987) был довольно успешен в Латинской Америке, но вот в СССР ему почти не досталось внимания. Между тем,
эта лента затронула тему, которая и поныне волнует людей: куда пропали некоторые лидеры нацистов и их приспешники после Второй мировой войны и как они провели вторую часть жизни (а многие из них прожили очень и очень долго. И вполне благополучно).
«Следы оборотня» создавались совместно советскими и аргентинскими кинематографистами, и в этом тоже есть особый смысл: ушедшие от наказания фашисты осели большей частью именно в Аргентине.
Режиссёр Альмантас Грикявичюс главной темой своего творчества считал антифашизм. Жизнь Грикявичюса была крайне насыщенной: он начинал как журналист, потом приобщился приобщился к кино как технический специалист и лишь в середине шестидесятых, окончив ВГИК, занялся режиссурой, поначалу отдавая предпочтение документалистике.
Но уже с первых работ Грикявичюс обращался к антифашистской тематике и рассказывал о преступлениях нацистов.
Апофеозом стала драма «Факт» (1982) о трагедии, произошедшей в Литве в 1944 году. Через несколько лет Альмантас Грикявичюс вновь обратился к той же проблематике, но немного на ином уровне, выбрав сюжет из современности. Сценарий был написан сценаристом Александром Лапшиным при помощи советского журналиста Владимира Весенского. Весенский специализировался на международной журналистике, много лет работал в Латинской Америке, писал книги. В сценарном мастерстве он тоже себя пробовал, но реализован был только один — те самые «Следы оборотня», где в центре сюжета — советский журналист Алёшин, находящийся в Аргентине (строго говоря, страна в картине не обозначается, но намёк прозрачен).
Итак, к журналисту Алёшину случайно попадает кассета с фотоплёнкой. Её выбрасывает из окна отеля под ноги Алёшину какой-то человек с криком о помощи, а буквально через несколько минут журналист видит, как мужчину похищают. Сначала Алёшин не хочет ввязываться в странную историю, но потом всё же забирает кассету, на которой написано, что она адресована Уго Винчеро, крупному бизнесмену, хорошо известному в стране.
Товарищ Алёшина, фотограф Эдуард Вергара, проявляет плёнку и оказывается, что на фото запечатлены политики и бизнесмены. Алёшин после некоторых колебаний выходит на Уго Винчеро и узнаёт его историю. Уго вырос в нищенском районе, но потом понемногу начал заниматься бизнесом и постепенно вырос до владельца крупной и влиятельной компании. Способствовал этому превращению некто «крёстный», человек, который поддерживал Уго и помогал ему деньгами.
Когда Винчеро было 25 лет, крёстный умер, но, по словам самого Уго, ему всегда казалось, что тот жив и неотступно следит за подопечным.
Тайное расследование Уго, который в чём-то подозревал своих компаньонов-наследников крёстного, показало, что есть некое тайное ранчо, где проходят подозрительные встречи. Одна из таких встреч и была запечатлена на плёнке, попавшей к Алёшину. Но сейчас у Уго Винчеро другая проблема:
он — патриот своей страны, считающий, что в зависимостью от американского капитала и влияния его на местную экономику нужно покончить.
Но далеко не все политики и коллеги с ним согласны. Теперь и Алёшину предстоит погрузиться в расследование и узнать, кем на самом деле был «крёстный» Винчеро, действительно ли он давно умер и при чём тут фашистский врач-патологоанатом, проводивший жуткие эксперименты в концлагерях. Но цена расследования будет немалой.
Альмантас Грикявичюс делал «Следы оборотня» на родной Литовской киностудии, однако съёмок там было совсем мало, ведь действие разворачивается в жаркой и многоцветной Латинской Америке. Большую часть фильма отсняли в Аргентине, задействовав местных актёров. А вот натурой для тайного ранчо послужила Грузия, точнее, Сванетия. Там нашли колоритные горы и ущелья, где прячется фотограф Карденас, который позже и сбросил плёнку Алёшину. Сванетия была не первым вариантом, для начала режиссёр и оператор присмотрели натуру в Крыму в ущелье Волчья пасть. Но там съёмочная группа умудрилась попасть в довольно опасную ситуацию: подготовившихся к работе киношников обступили тучи, мгновенно похолодало и пошёл снег. Вертолёты из-за плохой видимости не могли подобраться группе, так что местным властям пришлось организовывать конные отряды. К счастью, всё обошлось, но съёмки решили перенести в другое место.
Основные роли в картине сыграли прибалтийские артисты, с которыми режиссёр уже не раз сотрудничал: в роли фотографа Вергары — Регимантас Адомайтис, в роли похищенного Карденаса — Арнис Лицитис.
Сам режиссёр сыграл небольшую роль одного из местных.
Два центральных образа достались всесоюзным знаменитостям: в роли Алёшина — Сергей Шакуров, в роли Уго Винчеро — Михай Волонтир. Любопытно, что в титрах имена актёров переложены на литовский манер.
Женские роли распределили между Юрате Онайтите (коварная подружка Эдгара Вергары), аргентинкой Лилианой Лавале (давняя любовница Уго Винчеро) и Еленой Седовой (соблазнительная Амалия, секретарша Винчеро, у которой, как выяснилось, отец был из числа сбежавших фашистов). Кстати, Елена Седова, несмотря на русские имя и фамилию, тоже актриса аргентинская.
Как и указано в начале статьи, советско-аргентинский фильм «Следы оборотня» получился более аргентинским, чем советским. Для проката в латиноамериканских странах его дублировали на испанский язык (надо отметить, очень качественно дублировали), так что сейчас, похоже, в Сети есть только эта копия с русскими субтитрами. Сегодня лента забыта (может, и потому, что её нет на русском языке), но, похоже, саму тему забудут ещё не скоро. Отмечу, что ближе к финалу в картине появляется неонацист с пафосной речью, где сбежавшего фашиста называет истинным солдатом и патриотом своей нации, которым следует гордиться как борцом за чистоту расы.
Режиссёр Альмантас Грикявичюс считал иначе и, рассказывая о фильме, заявил:
«Фашизм видоизменяется, но сущность его остаётся прежней — человеконенавистнической».
А вы когда-нибудь интересовались послевоенной латиноамериканской историей фашистов?