Хотя я сталкивалась неоднократно с мнением, что советское кино – самое целомудренное за всю историю существования этого вида искусства.
Однако те, кто придерживаются такой точки зрения, как мне кажется, путают понятия. Для них «эротика», «секс», «порнография» – синонимы.
А это не так.
«Секс», «порнография» физиологичны по своей сути. Эротика связана с миром духовного.
Еще в Древней Греции считалось, что любование прекрасным телом, красивыми человеческими отношениями – настоящее удовольствие для культурного человека. Великое скульптурное искусство античности и дошедшие до нас литературные памятники той поры свидетельствуют о том.
Воспитание здоровой чувственности лежит в основе классических произведений искусства и более поздних эпох.
Не осталось в стороне и советское кино. Только вот процесс, конечно, протекал своеобразно. По-другому и быть не могло. Кино ведь никогда не существует в отрыве от национальной среды, общественного строя.
Но вот что интересно. Советское кино, начиная с самых ранних фильмов, бесполым не назовешь.
Герои большинства фильмов молоды, красивы, влюблены (стоит вспомнить киноленты «Моя любовь», «Жди меня», «Сердца четырех» и тд).
Как раз все талантливые фильмы советского периода, начиная с самых ранних, очень даже пробуждали у зрителей здоровую чувственность. Например, комедия И. Пырьева «Свинарка и пастух».
Разве горячий джигит в исполнении великолепного Владимира Зельдина с его жгучими признаниями в любви очаровательной Глаше не заставлял трепетать сердца зрителей?
Дальше больше. Уже во многих фильмах 50-60-х эротика пронизывает кадр, создает атмосферу. И способствуют этому, конечно, не откровенные сцены. Их попросту нет. Самое смелое, на что решаются режиссеры: поцелуи героев и, в крайнем случае, полуодетые влюбленные на фоне разобранной постели…
Главным инструментом создания чувственной атмосферы на экране становится актерская игра. К примеру, взять известный фильм «Дело было в Пенькове». Страсти там нешуточные. Любовный треугольник задевает за живое, бесспорно. А ведь герои на экране едва касаются друг друга.
Или «Чистое небо». Казалось бы, фильм, вообще, не «про это». Но страстное, молодое притяжение между героями Нины Дробышевой и Евгения Урбанского настолько велико, что его просто не может не ощутить зритель.
А «Тихий Дон» Сергея Герасимова вообще, буквально искрится чувственностью. Одно только появление в кадре незаконных и страстных любовников Аксиньи и Григория порождает бурю эмоций в зрительских сердцах.
В более поздних советских фильмах режиссеры изощрялись в нахождении утонченных деталей, которые создавали эротические намеки. И находки были очень интересные.
Один из показательных, на мой взгляд, примеров – эпизод из «Жестокого романса» Эльдара Рязанова. Помните, как на пароходе затянутая в темную перчатку мощная рука Паратова накрывает собой изящную в белом руку Ларисы.
Просто две руки в перчатках. Но сколько в этой мгновенном образе страстного желания, необузданного устремления! Одна из самых сильных эротических сцен в кино, на мой взгляд!
Также для меня образчиком советской эротики всегда был и остается фильм Э. Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь». Причем, заметьте, в этой киноленте даже намека нет ни на постельную сцену, ни на обнаженную натуру.
Но практически каждый кадр пронизан высокой чувственностью. Разбирать по пазлам этот киношедевр, конечно, занятие неблагодарное: как будто радугу раскладываешь по частям и исчезает при этом ее неповторимый блеск.
Однако совершенно неоспоримы такие будоражащие воображение образы, как искрящаяся юностью Оленька, элегантно красивый Камышев с его обволакивающим, влекущим голосом и, конечно, душераздирающе прекрасные цыганские песни, без которые, кстати, атмосфера фильма не была бы столь страстной….
Вообще, актерская фактура в лучших советских фильмах творила настоящие чудеса.
Взять хотя бы «Любовь земную»… Это, вообще, самая настоящая эротика… Зрителю не показаны фактически никакие интимные подробности жарких взаимоотношений Захара и Мани.
Самое большее – поцелуи да разговоры в неглиже… Но то, как играют актеры эту самую страсть, как смотрят друг на друга, с какой интонацией говорят, способно разбудить самое скромное воображение….
Кстати, об особенности показа эротики на советском экране хорошо сказала как-то Тамара Семина, которой нередко приходилось играть темпераментных героинь:
«Нам надо было влюбить в себя зрителя, а не демонстрировать свои прелести. Глаза, голос, пластика, мизинец — вот весь наш секс-арсенал. И у зрителя уже мурашки по коже. Он видит: вот она — настоящая любовь…
Моя героиня переплыла лиман, любимый человек отдал ей свой солдатский полушубок и она говорит ему: «Он та-а-к… обнимает мое тело…» Я так подавала это…, что в зале, затаив дыхание, сами дорисовывали картину…».
Конечно, советская цензура не приветствовала «обнаженку». Хотя нельзя сказать, что ее не было совсем. Вспомнить можно и обнаженный торс цыганки Рады из «Табора уходит в небо», полуодетую Тамару из «Экипажа». И, конечно, пресловутую героиню Светланы Светличной из «Бриллиантовой руки».
Бесспорно, строго порицались откровенные сцены. И многие режиссеры буквально шли на амбразуру, чтоб отстоять тот или иной кадр. Особенно это наблюдалось в более раскованные и экспериментирующие 70-80-е. Тогда-то и случались настоящие эротические прорывы. Как в случае с фильмами «Осень», «Романс о влюбленных».
Однако, как оказалось впоследствии, запреты цензуры не были так уж бессмысленны. Это понятно, с вершины прошедших лет. Когда вспоминаешь внезапно грянувшие годы вседозволенности.
В конце 80-х, в 90-е, как известно, случилось настоящее наводнение кинопродукции свободной, бесцензурной ориентации. Режиссеры изощрялись, как хотели: обнаженная натура во весь экран, любовной акт во всех деталях.
Однако результат вышел ничтожный. Большинство фильмов тех лет безнадежно канули в Лету. Эротики высокого художественного уровня в кино-новоделах так и не случилось (пусть поправят меня те, кто не согласен и примеры приведут).
Оказалось, что переступать грань небезопасно. В первую очередь, для качества кинопроизведения. Не говоря уже о морально-нравственном аспекте.
Думаю, сегодня это уже поняли многие режиссеры. Потому что физиологии на экране поубавилось. Однако еще есть над чем работать….