А главное, «Знатоки» показывали драмы героев. Например, Маслова, которую фактически насильно сделал преступницей расхититель Кудряшов. Или Артамонов, пошедший по уголовной тропинке из-за слабоволия.
Даже среди «главных злодеев» были вполне приятные люди — герой Менглета Воронцов или часовщик Щепкин (Владимир Кенигсон). И они часто «переигрывали», смотрелись ярче, чем местами тусклые Знаменский с Томиным.
«Золотую мину» считают одним из лучших советских детективов. Написать об этом фильме меня попросил читатель. Скажу сразу: фильм мне понравился.
Он добротно сделан, играют прекрасные актеры, великолепная музыка, долгие планы моего любимого Санкт-Петербурга. Но это… просто детектив, и не более.
Вот возьмем «10 негритят». Там за каждым героем — трагедия, своя история, вихрь чувств, у каждого своя судьба, и до сегодняшних дней можно спорить, насколько виновен Марстон или капитан Ломбард.
В «Золотой мине» всё очевидно. Есть мерзкие преступники во главе с главным бандитом Олегом Далем Борисом Бруновым. Есть честные и храбрые милиционеры во главе с Константином Зарубиным (Михаил Глузский).
Обратите внимание, милиционеры вообще не терпят неудач! Ну да, какие-то мелкие огрехи: один преступник ушел, другой. Но их все равно всех быстро поймали.
Даже Томина и того подстрелили, а Знаменского пытались посадить в тюрьму («Из жизни фруктов»), давили на него и его мать, у которой случился сердечный приступ («Без ножа и кастета»).
В «Золотой мине» игра преступников заранее проиграна — они могут творить злодеяния лишь пока до них не доберется милиция, а уж в схватке против представителей правопорядка бандиты обречены.
Ведь один из сотрудников милиции легко мог погибнуть, когда отбивал раненого Игоря Карпова. Ну а уж когда Татьяна Лебедева поехала «в воровскую малину», я сразу вспомнил Володю Шарапова, и как он натерпелся в логове «Черной кошки».
Был уверен, что Лебедева погибнет, или получит тяжелое ранение, ну как Тоня Зорина в серии «До третьего выстрела».
Нет, ничего такого. Всё закончилось вполне «вегетариански», и Эрванд Меликтесян, вместо того, чтобы «грохнуть» милиционерку, бросился в бега и конечно же был задержан.
Отдельно хотел бы сказать о сцене, которую многие называют «одной из лучших в советском кино» — когда Лариса встречается с Бруновым в ресторане. Понятно, что у них была любовная связь.
Но в чем драма-то? Никакой предыстории. Просто встретились, потрещали, Брунов немного пригрозил бывшей любовнице, и они расстались.
Всё. Хотя можно было бы показать историю их отношений, как героиня мечется между любовью к преступником и моральным долгом, колеблется, в конце делает правильный выбор, а он ее тогда, например, убивает.
Вот это была бы драма, трагедия! Но ничего подобного на экране нам не показали. В комментариях на Youtube пишут, что Даль великолепно показал «распад сильной личности».
Ничего подобного в фильме нет. У Даля и экранного времени-то не очень много. Просто звероватый преступник и убийца. Вот например Боря Миркин из «Знатоков». Там да — трагедия молодого парня!
А в чем трагедия Брунова, может кто-то объяснить? Олег Даль играет прекрасно, но его персонаж не выглядит каким-то глубоким или трагическим. Не Гамлет, одним словом.
Подведем итог. «Золотая мина» отличный фильм, но исключительно РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ. Просто для того, чтобы нескучно провести два часа. Сравним с «Джентльменами удачи».
Тоже детектив, к тому же комедия. Но сколько там глубоких, скрытых смыслов!!! В «Золотой мине» их нет. Просто прекрасное добротное кино с целью развлечь зрителя.
А вам нравится этот детектив? Готовы поставить его на один уровень с «10 негритятами», «Знатоками» или «Джентльменами удачи»?
В заключение скажу, что я сделаю еще одну публикацию по «Золотой мине», где разберу вопросы по сюжету, которые возникли у меня после просмотра этой картины.