А хороший ли учитель Надя Шевелёва?

Занимательная деталь – когда мы смотрим фильмы 1920-1960-х годов мы в большинстве случаев точно знаем, хорошо ли трудится главгерой мелодрамы, комедии, …оперетты, детектива.

В 1970-х тема практически ушла, за исключением индустриально-производственных и колхозных фильмов о перевыполнении плана и внедрении передовых методов хозяйствования.

Конечно, мы в курсе, что Новосельцев – так себе сотрудничек, но эта подробность была нужна для той интриги, что разворачивали перед нами авторы.Чаще всего сей аспект остаётся на уровне догадок. Я читала разборы о том, что Женя Лукашин – отменный врач, равно, как и то, что он – лузер в профессиональном отношении.

Мне стало интересно – а вот Надя Шевелёва, она …как? Хороша ли в профессии? Вроде бы по косвенным утверждениям, она – прекрасный специалист и её все любят. Даже дети. Пришедшие в гости Валя и Таня (две канонические училки, вот правда!) это подтверждают. Но вот красноречивые детали…

Безусловно, дети 1970-х обожали таких словесниц (и математичек, физичек, химичек) с гитарами.

К тому же Надя фантастически красива. Для подросково-юношеского обожания ей больше ничего не надо. Многие уже отметили, что учитель русского языка, произнесший: «Я забыла одеть праздничное платье!» должен быть срочно дисквалифицирован.

К слову, в пьесе (а «Ирония судьбы» — это драматургическое произведение, созданное под театральные декорации!), так вот в пьесе звучит правильно: «Надя: Беру пример с тебя! (Всплескивает руками.) Ой, я же не надела праздничное платье… (Хватает платье, бежит в другую комнату, возвращается, хватает флакон с духами, еще раз убегает.)»

В общем, та Надя, что в пьесе была грамотная, а наша-привычная… не вполне. Далее. Шевелёва характеризуется Ипполитом, как безалаберная и вечно где-то витающая. Он даже не удивлён, что Надя не сразу заметила постороннего человека в своей квартире. А так не бывает, что человек растрёпа в одном и аккуратист – в другом.

Ронять, забывать и задумываться посреди фразы – это простительно гениям или… крутым вузовским преподам. Там – своя специфика и мотивированная аудитория. В школе должна быть дис-ци-пли-на! (как скандировали детки в пионерлагере под руководством Дынина, нечестно заклеймённого авторами, хотя, Дынины — правы).

Представьте себя на месте учеников Шевелёвой или другой такой же дамы – эффектной, стильной, знающей стихи. Она «учит думать», однако, наверняка постоянно забывает проверить изложение или диктант. О, да, читает на уроках стихи не из программы, но деткам-то сдавать именно программу. Не Ахмадуллину, а Некрасова.

Многие скажут: «А я бы хотел (-ла) бы иметь в школе такую преподавательницу литературы, а то у нас была Марьиванна весом под центнер, вечно в одном костюме, пахнувшая борщом и битая пьющим мужем, а потому – оравшая на нас!» Так вот Марьиванна и Надя – это две стороны одной и той же, «неудачной» медали.

Конечно, уроки с Надей – это путешествие в мир поэтических грёз и разных там писательских фантазий. Но. Она же не умеет быть жёсткой. Так, крикнет слабенько, чуть-чуть. Мне кажется, она и двойки не научилась ставить, а это очень важно.

В те годы активно продвигали «педагогику сотрудничества», когда – и это Надя тоже озвучила: «Я учу их, а они учат меня». Высказывать своё мнение, спорить, подвергать сомнению.

К излёту 1980-х эти же восторженные педагоги заполучили совсем иное поколение школьников – тех, что смотрели на постаревших Наденек, Леночек, Танюш и Мариночек с нескрываемым презрением. Как на юродивых, которые «не носят фирму» и вообще городят какой-то бред о первой любви и честной бедности.

Так что, учитель она …никакой, хотя, два-три её выпускника, возможно, станут неплохими филологами. Остальные – завалят даже сочинение «Роль народа в романе Льва Толстого «Война и мир» в машиностроительном вузе, потому что именно на тех уроках Надюша пела романсы на стихи Дениса Давыдова…

Оцените статью