Режиссер Станислав Ростоцкий знал о войне не понаслышке. Поначалу его признали не строевым из-за проблем с позвоночником. Но в 1942-ом призвали в армию и отправили служить в стрелковую бригаду. Через год Ростоцкий буквально сбежал на фронт, попав в 6-й гвардейский кавалерийский корпус. Зимой 1944-го он получил тяжелейшее ранение, от которого не смог окончательно восстановиться, став инвалидом второй группы. В том же году он поступил в Институт кинематографии, а затем стал студентом режиссерского факультета ВГИКа.
В ранние творческие годы у постановщика начала прослеживаться явная склонность к лирическому рассказу о судьбах простых людей. Особенно отчетливо это можно заметить в военных картинах режиссера, где он акцентирует внимание не на масштабных сражениях или событиях, а показывает «местечковые» истории. В них есть чувства, человечность и героизм, однако о подобных «тихих» событиях не сообщается в сводках.
В начале 70-х Станислав Иосифович решается экранизировать повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Ростоцкий выступил одновременно в качестве постановщика и сценариста, несколько переработав первоисточник.
Центральная сюжетная линия закручивалась вокруг пятерых молодых зенитчиц и их командира, старшины Федота Евграфовича Васкова. Им предстояло отправиться в разведку на местность, которая была далека от фронта. По пути они натыкаются на немецкий десант. О приближении врага необходимо доложить в штаб. Однако тыл оказался отрезан и теперь, чтобы выполнить задание, маленькому отряду, состоящему из молодых девушек, приходиться поставить на кон собственные жизни.
Лента откровенно шокирует не только своим финалом, но и завязкой. Если быть точнее — знаменитой сценой в бане с обнаженными зенитчицами. Для актрис это стало настоящим испытанием, ведь они были уверены в том, что на съемку пригласят дублеров. Ростоцкий потратил на уговоры почти пол дня. Актрисы согласились, но при условии, что на съемочной площадке не будет молодых парней, исключительно режиссер и оператор, которые в их глазах казались взрослыми дядьками. Но свое обещание режиссер сдержал лишь частично, ведь когда Ольга Остроумова разделась и побежала в баню за этим наблюдал молодой парень из группы.
На этом проблемы не закончились. После предварительного просмотра цензоры попросили избавиться от сцены в бане. Но Ростоцкий каким-то чудом сумел отстоять ее. После премьеры зрители засыпали фильм хвалебными отзывами. Однако были и возмущения, в первую очередь связанные с тем самым эпизодом. Просто для того времени сцена действительно казалась слишком вызывающей. Почему же постановщик намеренно обрек себя на трудности, не избавившись от момента с баней?
Еще в момент уговоров он пояснил актрисам, что ему необходимо показать их обнаженные тела. Чтобы зрители насладились формами прекрасных молодых красавиц, созданных для любви и продолжения рода. А потом увидели как эти тела беспощадно пронзают пули. Ростоцкий говорил: — «Любой мужчина начнет рыдать, когда увидит, какая красота погибла!».
Были времена, когда раздевались за идею и ради искусства, а не для сомнительной популярности…