«Афоня»: как снимали энергичный танец и зачем Данелия раздел огородное пугало

13 октября 1975 года на экраны вышла комедия «Афоня». Сценарий будущего фильма написал недавний выпускник ВГИКа Александр Бородянский — его дипломную историю «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭК-2» отметили призом на всесоюзном конкурсе сценариев о рабочем классе.

За право экранизации боролись два режиссёра — Леонид Осыка на Киностудии Довженко и Георгий Данелия на «Мосфильме». Сценарист Александр Бородянский был дружен с Осыкой, к тому же ему нравилось, что на главную роль режиссёр хочет взять Борислава Брондукова.

С Данелией автор сценария был почти не знаком — слышал только, что его предыдущий фильм «Совсем пропащий» был признан неудачным и получил вторую категорию. В результате всё решило Госкино — сценарий отдали в Москву под ответственность Данелии.

Поначалу в тексте не было и намёка на комедию — из-за равнодушия хитрого маляра влюбившаяся в него девушка кончала жизнь самоубийством. Для конкурса Александр Бородянский убавил мрачности и превратил маляра в балагура-сантехника, однако хэппи-энда всё равно не планировалось.

В финале Афоня протягивал паспорт милиционеру на лётном поле, тот видел разницу между радостным фото и стоящим перед ним унылым мужчиной, отдавал паспорт — и история заканчивалась.

Грустная концовка не нравилась режиссёру Георгию Данелии. Тот решил всё-таки устроить встречу Кати и Афони, правда свидание должно было состояться только во сне героя. Когда начали снимать, Данелию восхитила трогательность Евгении Симоновой и он позволил Кате появиться в реальности.

На роль Афони пробовались многие известные актёры — Георгий Бурков, Николай Караченцов, Владимир Носик, Валерий Золотухин, Иван Бортник. Режиссёр Георгий Данелия и сценарист Александр Бородянский сначала отобрали трёх кандидатов: Даниэля Ольбрыхского, Владимира Высоцкого и Леонида Куравлёва.

В результате выбор остановили на последнем — он был ближе всех к народу, его герою зритель простил бы то, что не простил другим. Сам Куравлёв считал себя глубоким драматическим актёром и после выхода фильма переживал, что внезапно стал популярен среди рабочей аудитории и любителей выпить.

В одном из эпизодов фильма Катя говорит, что собиралась на танцы с подругой Пашей Строгановой. Это отсылка к фильму «Начало», где героиня Паша Строганова в исполнении Инны Чуриковой знакомится на танцах с Аркадием, которого играл Леонид Куравлёв.

Людмилу, с которой Афоня танцевал «энергичный танец», сыграла Татьяна Распутина — потом она станцует у Данелии ещё раз, но уже с Рубиком и Валико в комедии «Мимино». Для зажигательности образа на девушку надели бюстгальтер с мешочками манной крупы.

От увиденного результата на съёмочной площадке долго не могли успокоиться, а сцена на танцах стала одной из самых запоминающихся сцен советских комедий. Впоследствии Татьяна Распутина вместе с мужем уехала в США, где работала на радио.

Одежду для Федула режиссёр нашёл у себя на даче — это были старые вещи, надетые на огородное пугало. В этом наряде Борислав Брондуков настолько вошёл в образ, что швейцар ярославского ресторана, где шли съёмки, не хотел пускать актёра на съёмочную площадку и грозился вызвать милицию. Зато местные выпивохи принимали его за своего.

Однажды во время перерыва к нему подошёл нетрезвый зевака и спросил, показывая на съёмочную группу: «Слыш, кореш, это что за типы?». «Да я сам не знаю…» — решил поддержать беседу Брондуков. Разговор в этом тоне длился примерно полчаса, а группа умирала со смеху и даже не начинала съёмки.

В «Афоне» с экрана впервые зазвучали композиции группы «Машина времени», чья музыка тогда входила в список «не рекомендуемых к использованию на дискотеках и массовых мероприятиях».

В кадре вместо музыкантов были участники популярной группы «Аракс», но Макаревич с компанией не слишком расстроились — на небывалый для них гонорар в 500 рублей они купили магнитофон «Грюндиг», который служил им долгие годы.

Оцените статью
«Афоня»: как снимали энергичный танец и зачем Данелия раздел огородное пугало
Чудо-школа из «Приключений Электроника»: почему она такая «нереальная»