Даже не знаю, кому пришло в голову назвать этот фильм комедией. Да, музыка в нем комедийная, но по сюжету это социально-психологическая драма. И если убрать из фильма веселую музыку, то картина получилась бы тяжелой, давящей. Уж больно непригляден главный герой. Да и героиня Катя Снегирева, откровенно говоря, кроме недоумения, ничего не вызывает. А между прочим, Георгий Данелия гениально точно описал весьма популярный в отношениях тандем — проблемный мужчина и женщина-спасалка. Думаю, что любой из читающих эту статью, имеет в своем окружении минимум одну такую семейку, где муж никчемное, вечно создающее сложности близким существо, а рядом с ним жена (иногда мать), которая его всю дорогу «спасает».
Что мы имеем. Афанасий Борщов — мужчина возрастом 30+. Семьи нет, увлечений нет, друзей нет — только собутыльники, на работе держится на честном слове — того гляди выгонят за пьянство и жалобы населения. «Нехороший человек, обманщик и прощелыга». Ко всем своим «достоинствам» Афоня еще и патологический лжец. Он лжет постоянно, легко, даже особо не задумываясь. Своровать, выбить рубль за бесплатное, пустить пыль в глаза, делать вид, как он всем нужен и какой он ценный работник — клеймо ставить негде.
По сути Афоня мошенник. Мелкий мошенник. Его внутренний мир узок и убог, предел его мечтаний — жить на планете, где пивко будет халявное. Он в принципе халявщик по жизни. Знаете, чем его пленила красивая ухоженная Елена? Он сразу просек, что дама при деньгах. А почему верная преданная Катя его не привлекает? Да потому, что она медсестра, живет на нищенскую зарплату — с нее взять нечего. А вообще у него налицо психопатические черты: патологическая лживость, равнодушие к окружающим, склонность к манипулированию, отсутствие совести, безответственность, избегание привязанностей, отношение к людям исключительно как к ресурсам и неуемное желание казаться весомой фигурой. А когда его пытаются вразумить на собрании ЖЭКа, он начинает кривляться — классический прием психопатов для уклонения от серьезного разговора.
Он нaгaдил везде, где только смог, но при этом запросто является к своим «бывшим», делая вид, что ничего не произошло, стремясь прошлый конфликт представить как забавное недоразумение. Вся его жизнь — сплошная халтура. Во всех смыслах. Вообще, конечно, с точки зрения психологии, попадание в образ стопроцентное. Кое-кто его оправдывает, мол, не было рядом с ним любящего человека. Ну как же не было? Был. Его тетя Фрося, которая всю жизнь на него положила, ждала его до последнего вздоха, а этот пoгaнeц строчки ей не написал, ни разу не приехал за 10 с лишним лет. Растер ее любовь в порошок. Потому что ему любовь не нужна. Ему нужно пользоваться. С тетки тоже взять нечего — только старый дом да пара гусей. Зачем она ему?
И вот на этакое сокровище запала совсем юная Катя. Катя тоже тот еще типчик. Глаза нараспашку, вся такая девочка-девочка, смотрит так, что вот-вот заплачет. Она начинает всячески попадаться Афанасию на глаза.
Он ее не замечает — она приходит и приходит снова.
Он ей всем своим поведением демонстрирует свою незаинтересованность — она продолжает его добиваться.
Она впускает его пьяного к себе домой (тут тараканы просто аплодируют стоя) и на утро они просыпаются в одной постели (тараканы в глубоком обмороке от зависти).
Лирическое отступление. Была в моей жизни пара случаев, когда девицы вот так обихаживали женихов. Их посылают, а они все равно тут. Ей говорят «Отстань от человека», а она «А я его люблю. А я ему докажу». В итоге одной маман жениха открытым текстом сказала «Девочка, ты нам не подходишь» (они принцессу ждали, ага), а другая таки женила на себе, но через два года развелась угадайте по какой причине. Правильно — пил, бил, гулял.
На утро протрезвевший Афанасий со свойственным ему цинизмом сообщает Кате, что все, что было между ними в прошедшую ночь, результат излишних возлияний, прости-прощай, наша встреча была ошибкой. Открытым текстом. Что делает Катя? Пропускает эту тираду мимо ушей. Она видит только то, что хочет видеть, ей изо всех сил приспичило спасать Афоню, потому что Афоня «в принципе хороший». Любимая песня баб-спасалок. «Он на самом деле хороший». Пьет, не работает, изменяет, бьет, но на на самом деле он хороший. Только вот хорошесть свою они исключительно по причине необыкновенной скромности не демонстрируют.
Катя типичная спасалка. Таких еще называют терпилами. Ее посылают — она только улыбается. Ей говорят, что не нужна — она щенячьим взглядом смотрит в глаза. Над ней издеваются, а она: «Ой, как же я его брошу, он же без меня пропадет!» А если такая спасалка еще и верующая, то будут постоянные разглагольствования о несении креста, терпении скорбей и любви к ближнему. И даже после того, как Афоня фактически послал ее, она приезжает к нему в деревню — «Мне кто-то звонил, я подумала, что это вы».
Почему-то многие считают, что Афоня изменился, мол, Катя своей любовью его перевоспитает, и этот козлотур преобразится и станет порядочным человеком. Да нет. Такие люди не меняются, ибо это не просто мелкие недостатки характера — это тип психики. Афоне не нужна Катя, ему нужен тот ресурс, который она может дать. Неспроста он является к ней после того, как от него отвернулись все — ему перерубили все энергетические линии и ему срочно нужен новый источник питания. Именно поэтому он вспоминает про Катю и спрашивает, пошла бы она за него замуж. Катя спрашивает в ответ, любит ли он ее. Что сказал Афоня, осталось за кадром, но по дальнейшим событиям догадаться не трудно, иначе она не оказалась бы с ним в постели. Такие, как Афоня, всегда говорят то, что надо сказать в данный конкретный момент, чтобы получить желаемое. Поэтому неспроста финал у фильма открытый — зрителю предоставлено право самому решить, что будет дальше. Мое мнение — никакого там уютного гнездышка у этой парочки не будет. Даже если они и поженятся, Афоня возьмется за старое, а Катя будет с гордостью страдать, рыдать, но продолжать есть кактус спасать «хорошего» Афоню.
Лирическое отступление. Были меня соседи, Толик и Маша, 40 лет прожили. И все 40 лет он каждую получку жену гонял то с молотком, то с топором, она орала и пряталась у соседей, те вызывали милицию, наряд приезжал, забирал Толика в отделение. Маша грозила ему вслед кулаком и проклинала, а на следующий день шла в милицию, платила штраф и забирала болезного домой. И так до следующей получки. Все удивлялись и пожимали плечами, а Маша всем говорила, какой Толик хороший, вот тока жалость какая — когда выпьет, убить ее хочет. Ну тем и закончилось — в очередном припадке хороший Толик Машу и прикончил.
На этом все, дорогие товарищи, если вы хотите высказаться, поделиться или поумничать — милости прошу в комментарии.