Аки паки, вельми понеже… История советского Ванштейна

В октябре 2017 года десятки актрис обвинили Харви Ванштейна в преступном поведении. В феврале 2020 года суд присяжных признал бывшего владельца кинокомпании Miramax Films виновным. Он был приговорён к 23 годам лишения свободы. Однако мало кто знает, что и в СССР был свой Ванштейн. Только вот никаких обвинений ему предъявить в то время было невозможно.

В 1973 году на экраны советских телевизоров вышла блистательная комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Один из персонажей, отрицательных персонажей — режиссер Карп Савельевич Якин в исполнении великолепного Михаила Пуговкина. Самодовольный, наглый, обладающий далеко невыдающимися внешними данными, но уверенный в своей неотразимости, Якин вызывает чувство брезгливости, так и тянет поморщиться: «Фу-у-у…» Это явно сатирический образ, и режиссер определенно хотел кого-то «протащить», создавая его именно таким.

Этот персонаж и появился в пьесе Михаила Булгакова не случайно, и в фильме тоже не случайно он обрел надменную манеру общения и манеру держать себя, и трость, с которой не расставался. А все потому, что у режиссера Якина есть вполне реальный прототип. Это известнейший советский режиссер Иван Пырьев.

Этот человек добился славы и положения еще при Сталине и был обласкан властями: лауреат шести Сталинских премий, четыре ордена Трудового Красного знамени и кавалер трех орденов Ленина, не считая нескольких десятков наград помельче. Видимо, этот факт вскружил ему голову и Иван Пырьев почувствовал безнаказанность и, как следствие, вседозволенность. Знавшие Пырьева описывали его как человека сумасбродного, склонного к хулиганству и ведущего аморальный образ жизни. Вот о последнем мы и поговорим.

Покровительство власть имущих позволили Пырьеву очень быстро совершить головокружительную карьеру и стать самым влиятельным человеком в советском кинематографе. Ему никто не смел перечить, потому что несогласным он мстил беспощадно — одного его слова было достаточно, чтобы какому-нибудь актеру переставали давать роли, а режиссеру перекрыли финансирование новых проектов. Говорят, что у него произошел конфликт с Булгаковым из-за сценария «Мертвых душ», и писатель красиво отомстил, введя в свою новую пьесу режиссера Якина — фамилия, между прочим, тоже не просто так появилась: Пырьев любил начинать разговор с фраз «я считаю…», «я думаю…», «я настаиваю…» Но его особой слабостью были актрисы. Пырьев мгновенно сообразил, как обеспечить себе непрерывный поток новых тел — если актриса была более-менее молода и красива, то утверждение на роль проходило «особым» способом. Отказавших же ждал молчаливый игнор — их переставали приглашать на роли не только в фильмы Пырьева, но и в любые вообще.

Людмила Марченко, Екатерина Савинова, Марина Ладынина, Клара Румянова, Ольга Бган, Ия Арепина — далеко не полный список актрис, пострадавших от мстительного характера режиссера. Причем Арепина не только отказала Пырьеву, она еще и написала о его домогательствах в ЦК КПСС. Но режиссер вышел сухим из воды, а карьера Арепиной быстро завершилась.

Немало коллег имели зуб на Пырьева — он обидел многих, но при этом был неуязвим. Даже обличительные статьи в газетах не приносили результата — Пырьев был недосягаем. В 1968 году его не стало. И пять лет спустя Гайдай выпустил свою комедию. Поговаривают, что Пуговкин даже скопировал его манеру сидеть в автомобиле в позе «нога на ногу», не говоря уже о речевых оборотах и манере поведения. И, конечно же, трость — Иван Пырьев не расставался с тростью. Наверное, считал, что она придает ему солидности. Говорят, что автомобиль, на котором в фильме ездит Якин, был служебным автомобилем Пырьева. Сам Гайдай, естественно, никогда не сознавался в этой тонкой мести, но многие из тех, кто был в теме, узнали в Якине Пырьева, и думаю, что они злорадно потирали руки, особенно в сцене, где Иван Грозный говорит наглецу: «Какое житие твое, пес ты смердящий!».

Оцените статью
Аки паки, вельми понеже… История советского Ванштейна
«Ключ без права передачи» — почему Марина плохой учитель?