Современному зрителю имя Николай Симонов ни о чем не скажет, но выросшие в советское время наверняка помнят это талантливейшего актера и его блестящие, запоминающиеся роли хотя бы в трех фильмах — «Петр Первый», «Овод» и «Человек-амфибия»..
Петр I — величайший реформатор государства Российского, и актер Николай Симонов гениально передал всю его мощь, одержимость и харизму в фильме режиссера Владимира Петрова 1937- 38 годов.
Дмитрий Золотухин очень талантливо сыграл молодого Петра, но именно Симонов смог с экрана транслировать идеи Петра уже в статусе императора, уже с позиции победы на Северном европейском направлении, в «обеспечении Московскому государстве ведущую роль в регионе».
Родился Николай Симонов на заре 20 века — 4 декабря 1901 года в Самаре в семье далекой от искусства — управляющего мучной фирмы. Но родители хотели, чтобы их трое детей выросли образованными, интеллигентными людьми, поэтому в доме имелась хорошая библиотека, детей обучали музыке, часто родители устраивали сказочные театральные представления. А по воскресеньям дети вместе с мамой посещали самарский театр. Тогда-то по словам самого Симонова у него и зародилась мечта тоже оказаться на сцене.
Но в театр Симонов пришел не сразу. Сначала талантливый юноша окончил вечернее отделение Самарской художественно-промышленной школы и поступил на факультет живописи петроградской Академии художеств. Но через год тяга к театру перевесила, и он поступил в петроградский Институт сценических искусств. Так мир обрел гениального актера театра и кино, но Николай Симонов остался предан своему призванию художника, его перу принадлежит множество живописных работ.
Однажды у Симонова спросили: «Как часто Вы берёте в руки кисть?» — «Всегда, когда есть время — после театра», — прозвучал ответ.
Николай Симонов прослужил в Александринском театре без малого сорок лет, став его ведущим актером. Некоторые его театральные работы были удостоены высших государственных наград.
В кино Симонов снимался с 1924 года в маленьких и больших ролях, в удачных и не слишком удачных картинах, вбирая в себя сделанное и приобретая опыт, чтобы мощно проявиться в роли Петра I. Возможно, не будь этих таких разных ролей, не смог бы появиться » на свет и симоновский Петр — мудрец, воин, труженик, упрямец, самодур и мечтатель» — такой разный и одновременно «поразительно цельный».
В роль Петра в единстве проявились внешние и внутренние данные самого Симонова, «его актерские мечты и способность к точному воссозданию исторического характера».
Петр Симонова не приукрашен, не «покрыт сплошной розовой краской», как выразился один из историков. Актер в «сложном сплетении мужества и жестокости, порывистости и покоя, простоты и надменности» показал правду исторического процесса и значимость петровских преобразований.
Один из важных монологов Петра, произнесенных актером в фильме, он еще в течение многих лет исполнял на эстраде:
«После наших великих побед над шведами европейские государства не токмо презирают, но и ненавидят нас. Не токмо шведы, но и другие народы европейские имеют ненависть на народ русский и тщатся оный содержать в рабстве и неискусстве».
Кроме всесоюзной славы и государственной премии, роль Петра создала особые трудности в его последующей кинематографической жизни. Ролей, «которые в такой же степени отвечали бы его артистическим данным и внутренним возможностям» советское кино не могло предложить почти 20 лет.
Его чистый и мужественный лиризм и покоряющая «симоновская» человечность «открывалась лишь тогда, когда за ними проступало великое и редкое в человеке». Это проявилось в ролях духовника Лоренцо Монтанелли в экранизации романа Этель Войнич «Овод», и доктора Сальватора из фантастической мелодрамы «Человек- амфибия», фильмы составившие золотое наследие советского кино.
Время и роли изменили и характер самого Симонова. Если в молодости он слыл «рубахой парнем», то с возрастом вёл довольно замкнутый образ жизни, был не очень разговорчив и избегал закулисных пересудов. «Он стремился уберечь свой душевный мир от внешних, казавшихся ему не нужными и лишними соприкосновений».
За всю жизнь Симонов ни о ком никогда не сказал плохого слова. Когда злословили другие, вставал и уходил прочь…(!!!).
Он слыл домоседом, дом был для него тихой пристанью, где он находил покой, и где царили книги и живопись. Николай Константинович был трогательным, нежным и любящим семьянином. Его жена Анна Григорьевна Белоусова, также Александринского театра, бережно хранила домашний очаг.
У пары было двое детей. Дочь Екатерина окончила Академию художеств имени Репина, а сын Николай Николаевич Симонов стал известным врачом-онко**ом. Николай Константинович Симонов ушел из жизни в апреле 1973 года, за несколько месяцев до смерти ему диагностировали р**к пищевода.
Последнее пристанище актер нашел на Волковском кладбище. «День стоял солнечный, повсюду звенела капель… траурный митинг завершили салютные залпы эскорта, сопровождавшего похоронный кортеж». Почести достойные императора.