Актер с мужественной внешностью и нежной, ранимой душой: громкая слава и забвение Владлена Бирюкова

Владлен Бирюков, звезда театрального Новосибирска в 70-е годы , приобрёл всенародную славу благодаря работам в кино. Советский зритель полюбил и запомнил актера по двум значимым ролям — Якова Алейникова в народной киноэпопее «Вечный зов» и Алексея в фильме «Молодая жена».

Владлен Бирюков родился в военном 1942 году в небольшом селе Никоново под Новосибирском. Отец погиб на фронте, и мама одна растила сына, воспитывая в строгости. После окончания школу, юноша устроился на работу на местный завод радиодеталей, где был кружок творческой самодеятельности.

Участникам этого кружка давали бесплатные проходы на танцы, которые часто организовывались молодежным комитетом. И Владлен, выросший в бедной семье, записался в кружок не из-за тяги к прекрасному, а из-за элементарной выгоды – бесплатно ходить на танцы. Но, к своему удивлению восемнадцатилетний Владлен настолько увлекся театром, что осенью 1960 года поехал в Новосибирск и с первого раза поступил в театральное училище.

Так угодно было судье, чтобы мальчик из сибирского села стал известным театральным актером, кинозвездой и … сердцеедом.

После окончания с отличием училища Владлена Бирюкова приняли в Новосибирский ТЮЗ. И первой роль молодого актера стал Васька Пепел из пьесы Горького «На дне». Журналист из Польши, посмотревший этот спектакль, в своём очерке назвал Бирюкова очень талантливым актером и пророчил ему большую славу.

Потом в 1971 году актер перешел в театр «Красный факел,» сыграл более сотни театральных ролей, стал любимцем театрального Новосибирска. Когда Бирюкову исполнилось тридцать лет, его пригласили сниматься в кино. Первая его роль — в военной драме «Горячий снег».

Талантливого с фактурной внешность актера заметили и пригласили в свой сериал режиссеры Валерий Усков и Владимир Краснопольский, который снимался 10 лет. Роль Якова Алейникова стала для Владлена поистине звездной, после которой говорят — «на утро он проснулся знаменитым». С экрана гармонично транслировались обаяние и мужественность актера.

Эта роль принесла ему не только звездную известность, но и признание. Владлен Бирюков за эту роль был удостоен Государственной премии СССР.

Одна из самых удачных ролей актера – Алексей, в фильме-мелодраме «Молодая жена». Фильм светлый, трогательный и немного сентиментальный, про любовь и предательство, и про то, как найти своё семейное счастье. Дуэт Владлена Бирюкова и Анны Каменковой был, безусловно, гармоничен. Эта роль сделала актера по-настоящему популярным и принесла любовь тысяч зрительниц.

За исполнение роли Павла Тихонова в фильме «Приказ: Перейти границу» Владлен Бирюков был удостоен Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых.

Фильмография Владлена Бирюкова насчитывает не так уж много картин, но каждая его роль запомнилась. Основные свои роли актер сыграл в 70-80-е, в начале 90 — х снялся в картине «Овен» и все…

Одной из причин такого положения называли отказ актера переезжать в Москву: бросить родной театр он не мог. Еще Владлен часто спорил с режиссерами по поводу характеров персонажей, что не всем нравилось. Да и в родном «Красном факеле» крупные роли стареющему артисту перестали предлагать.

В последнем фильме «Гордый варяг» актер снялся в 2004 году — эпизодической роли.

Личная жизнь

И если в карьере актера в последние годы складывалось не все удачно, хорошо, то женщины любили Владлена Бирюкова до последнего дня его жизни. Он официально был женат два раза, но при этом не отказывая себе в удовольствии заводить романы на стороне, тем паче, что женщины так и липли к актеру приятной наружности.

Со своей первой женой Людмилой, Владлен познакомился еще студентом. Людмила подрабатывала вожатой в пионерском лагере, а актер приехал туда вместе с однокурсниками из училища для выступлений перед ребятами. Между Людмилой и Владленом сразу же закрутился бурный роман, а спустя два месяца они поженились.

Людмила – женщина здравомыслящая, старалась закрывать глаза на интрижки супруга, неизбежные в жизни известного актера с приятной наружностью и внутренним обаянием, перед которым не могли устоять ни простые зрительницы, ни партнёрши по театру.

Так, во время работы над спектаклем «Дядя Ваня» у него завязался роман миловидной актрисой Надеждой Александровой, которая родила дочь. Внебрачную дочь Бирюков так и не признал до конца своей жизни. Но причиной развода пары послужил не этот роман с последствиями, а пристрастие актера к «рюмке» и, как следствие, агрессивное поведение по отношению к супруге. А «пристрастие» развилось после головокружительного успеха сериала «Вечного зова».

В 1977 году после второго такого всплеска агрессии у мужа, Людмила подала на развод. После официального развода пара еще до 1986 года жили вместе. Окончательно расстались, когда Владлен пропал из дома на четверо суток. Расставшись, бывшие супруги поддерживали отношения, и актер часто наведывался к дочке Надежде.

Вторая жена — Татьяна Фирсов, была на много лет моложе актера. На момент знакомства женщина работала администратор, недавно пережила развод, осталась с дочкой на руках и пыталась встать на ноги». И на этот раз отношения складывались не так стремительно, как хотелось бы Бирюкову. По словам Татьяны Петровны, Владлен Егорович красиво ухаживал, сватался не только ко всем ее родственникам, но и к соседям. Даже отец поддался его обаянию и говорил дочери: «Тань, вроде порядочный парень, хоть и артист».

Они прожили вместе восемнадцать лет и только за год до ухода артиста официально оформили отношения. И в этом браке Бирюков не стал верным супругом, но, как и первая супруга, Татьяна понимала, что Владлена Егоровича всегда будут окружать красивые женщины. И поэтому с первого дня для себя решила: «Никакой ревности, если это мое, то останется моим».

По ее словам, она даже не пыталась бороться с «любовной зависимостью» мужа, и когда ей звонили и женский голос говорил: «Сегодня ваш муж ночует у меня», она спокойно отвечала: «Хорошо, тогда ужин я сегодня готовить не буду».

Жизнь этой пары не была безоблачной, своих привычек актер не изменил, а многолетняя творческая невостребованность и снижение уровня былой популярности и славы еще больше усугубили «пристрастие» актера к «рюмочке», которое в конце концов истощило его организм.

В 2000-м году у артиста диагностировали онкологическое заболевание, но профессиональная невостребованность лишила его силы бороться за свою жизнь. Владлена Егоровича не стало 2 сентября 2005 года.

Владлена Егоровича не стало 2 сентября 2005 года. Уходил в мир иной он на руках у своей любимой жены. По словам Татьяны Петровны, она «держалась стойко. Успели обняться и попрощаться друг с другом. Еще с полчаса она не разнимала рук и не верила в смерть любимого человека. Лишь позвонив дочери, и как бы издалека, от чужого человека, услышав свои слова: «Владика больше нет».

Татьяна Фирсова так отзывалась о своем любимом супруге:

«При всей своей глыбе, волевом голосе Владлен Егорович был таким нежным и ранимым человеком. Он был возле меня как ребенок. И за него я была готова вцепиться в любую рожу».

В его родном городе Бердске открыт музей артисту, а в Новосибирске, в доме в котором он установлена мемориальная доска.

Светлая память Народному артисту РФ Владлену Егоровичу Бирюкову.

Источник

Оцените статью
Актер с мужественной внешностью и нежной, ранимой душой: громкая слава и забвение Владлена Бирюкова
Креатив от Пырьева и отказ Петросяну: интересные факты о фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»