Актёр с яркой фактурой и запоминающимся голосом. Виталий Шаповалов

Он всегда был предельно достоверен в каждой роли и каждом образе, одинаково правдивый во всех амплуа. В одном интервью Валерий Золотухин сказал: «Его называют «медведь», «увалень», но когда он играл Свидригайлова на гастролях в Японии, там присутствовала наследница престола Романовых Мария Владимировна. Она спросила: «Откуда этот дворянин у вас в труппе?».

Родился Виталий Шаповалов 1 мая 1939 года на Украине в селе Юрковка Киевской области. Отца не помнил — в первые дни войны он ушел на фронт и вскоре погиб. Мама работала трактористкой. Детство мальчика проходило на оккупированной территории, и что особенно запомнилось малышу — это как немцы забрали его единственное зимнее пальтишко, и на нем спала их собака.

После войны мама Виталика приняла решение уехать к родственникам в Хабаровск — слишком тяжелыми были воспоминания о днях, проведенных в родном селе, когда там хозяйничали враги. В Хабаровске Виталий пошел в школу, попутно серьезно занимался спортом, мечтал стать футболистом, даже участвовал в соревнованиях за кубок Сахалина. Но из-за травмы, полученной во время тренировок, с этим желанием пришлось расстаться.

Надо сказать, что у Виталия был красивый голос, отличный слух — этот дар он перенял от мамы, которая знала массу народных песен, частушек и привила сыну любовь к музыке. По окончании десятилетки он поступил в Хабаровское музыкальное училище по классу трубы. Вторым инструментом была гитара. В будущем Виталию Шаповалову очень пригодилось полученное им музыкальное образование.

Потом была служба в рядах Советской Армии, во время которой парень принимал участие в праздничных концертах — играл на гитаре, пел. Его выступления принимали «на ура», тогда-то он впервые и задумался об актерской профессии. И после демобилизации Шаповалов стал студентом Московского театрального училища имени Б.В. Щукина.

Учился у профессора Анны Алексеевны Орочко, актрисы, режиссера, замечательного педагога. С гитарой Виталий никогда не расставался, поэтому и получил от сокурсников прозвище ШАпен (отчасти — производное от «Шаповалов», отчасти — за музыкальность), закрепившееся за ним на всю жизнь.

По окончании вуза был принят в Театр на Таганке, где его разносторонний талант высоко ценил Ю.П.Любимов, назначая на ключевые роли в спектаклях: «А зори здесь тихие…» (старшина Васков), «Пугачёв» (Емельян Пугачёв), «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат), «Преступление и наказание» (Свидригайлов), «Борис Годунов» (Борис Годунов), «Тартюф» (Лояль) и др.

Надо сказать, что отношения с Юрием Петровичем не были столь уж безоблачными, как может показаться. ШАпен на острые, колкие и даже язвительные замечания режиссера мог отреагировать либо шуткой, либо, в сердцах, предельно резко. У него на все было собственное мнение, с ним Любимову было нелегко работать, но актера с тяжелым характером не выгонял, понимая, что второго такого не будет.

Когда-то актер Вениамин Смехов сказал, что без Шаповалова не было бы «Таганки». А Виктор Шуляковский, также актер театра, друг Шаповалова, вспоминал о Виталии так: «Он человек отзывчивый, добродушный…а если его как-то зацепить или обидеть, то мог резко ответить. Хотя Виталия было крайне трудно вывести из равновесия, он отличался утонченными манерами, элегантностью в поведении и игре, что как-то не вязалось с грубоватой внешностью. И еще — когда он брал в руки гитару, он мог овладеть абсолютно любой аудиторией».

В 1966 году в театре готовили спектакль «Послушайте!» по произведениям В.Маяковского. Это была поэтическая композиция, созданная В.Смеховым и Ю.Любимовым. На одной из репетиций присутствовала Лиля Брик, русский литератор, «муза» Маяковского, высказавшая мнение, что ближе всех к поэту стихи читает именно Виталий.

Когда Юрий Любимов был выслан из страны, каждый из актеров повел себя так, как считал нужным. Кто-то остался в стенах театра и принял назначенного на должность худрука Анатолия Эфроса. Но были и те, кто решил, что «Таганка» без Любимова существовать не может — к их числу принадлежал и Виталий Шаповалов. Вместе с В.Смеховым, Л.Филатовым он ушел в «Современник».

В течение двух лет Шаповалов играл в театре под руководством главного режиссера Галины Волчек: «А по утру они проснулись…» (Пилипенко), «Близнец» (Александр). Затем актеры вернулись на подмостки родного театра.

Кому не посчастливилось видеть Виталия Шаповалова на сцене, запомнили, если не все, то отдельные его кинороли: «Летние сны» (Казанец), «Иван да Марья» (Оборотень), «Театр неизвестного актёра» (Князьковский), «Женщина в белом» (граф Фоско), «Родные» (Тарасов), «Ленин в Париже» (матрос) и мн. др.

Незабываема роль Ноздрева в экранизации «Мёртвых душ». Шаповалов тут бесподобен, эта работа — очередной актёрский взлет. Невозможно без смеха смотреть на замашки Ноздрева, на его развязность, бесцеремонность, хвастовство. Ярчайший образ пустоголового типа.

А вот полностью противоположная роль — Иван Иванович Тушин в двухсерийной драме «Обрыв» по мотивам романа И.А. Гончарова. Дворянину-дилетанту Борису Павловичу Райскому (Георгий Антонов) и нигилисту Марку Волохову (Николай Кочегаров) противопоставлен «человек дела» Тушин. Актер потрясающе достоверно сыграл далекого от мечтаний, деятельного, трезво смотрящего на жизнь, предприимчивого человека.

Очередным открытием для зрителей Виталия Шаповалова — актера без амплуа — стала криминальная драма «Грачи», где он блистательно сыграл роль бандита Лени Осадчего (он же Чикин Леонид Михайлович). И тут он сумел реализовать по максимуму свой актерский потенциал и мастерство. Жуткий тип, матерый волчище, втянувший в банду братьев. Кажется, что смотришь документальные кадры, так достоверно и страшно все происходящее на экране.

Жену Виталия Шаповалова звали Ириной. Прожив вместе 20 лет они расстались. Детей не было.

14 ноября 2017 года Виталий Владимирович Шаповалов скончался от осложнения после перенесенной на суставе серьезной операции. Ему было 78 лет. Похоронен на Троекуровском кладбище Москвы.

Источник

Оцените статью
Актёр с яркой фактурой и запоминающимся голосом. Виталий Шаповалов
Порция дерзких анекдотов перед сном