«Вечный зов» был не первым сериалом на советском телевидении. До него уже показывали несколько многосерийных телевизионных фильмов (так их называли в то время), в том числе и рекордсмена по длительности «День за днём», состоящего из 17-ти серий.
Но вышедший в 1976 году «Вечный зов» побил рекорды не только по количеству серий (19), но и по продолжительности съёмок. Этот сериал снимали с 1973 по 1983 год включительно!
Актёры и съёмочная группа через пару лет съёмок сериала стали называть его в шутку «Вечный воз», так как понимали, что впереди ещё очень много работы.
За годы работы на съёмках случилось множество забавных историй. Но были и трагедии. Самым тяжелым и горестным событием стала смерть народного артиста СССР Ефима Копеляна, который играл в сериале одну из ключевых ролей.
Он скончался в результате инфаркта в 1975 году, когда не отыграл и половину своей истории. В связи с этим пришлось вносить изменения в уже готовый сценарий. Его героя, Михаила Кафтанова, пришлось вывести из сюжета (убить) значительно раньше, чем это было предусмотрено первоначально.
Фильм, снятый по мотивам одноимённого романа Анатолия Иванова, рассказывает о трёх поколениях семьи Савельевых, которые стали свидетелями и участниками исторических событий в России в период с 1906 по 1960 годы. На их долю выпали революция и три войны. Эти события требовали от членов семьи постоянного выбора между добром и злом, любовью и ненавистью. В центре сюжета три брата Савельевых: Антон, Фёдор и Иван. И все они по-разному построили свои жизни.
Большинство эпизодов фильма снимали в глухой уральской провинции, в башкирской деревне Калмыш. Эту деревню выбрали из-за наличия большого количества домов ещё дореволюционной постройки.
Ради съёмок сериала этой деревне пришлось несколько месяцев жить без электричества и связи, так как с улиц убрали все столбы и провода. Это было нужно, чтобы снять дореволюционный период сюжета и первые годы светской власти. Но сельчане спокойно отнеслись к такому неудобству и даже были рады, потому что сами стали участниками телесериала, так как во всех массовках снимались только местные жители.
Большинство актёров поселились на время съёмок в селе и также как и сельчане, жили при свечах. Но были и те артисты, которые одновременно снимались в других картинах и были вынуждены регулярно уезжать и приезжать.
Например, актриса Тамара Дегтярёва однажды была вынуждена добираться на съёмки на почтовом грузовом самолете АН-2, в котором не было кресел. На несколько часов полёта она буквально втиснулась между коробками и тюками, с трудом найдя более-менее удобное положение.
А актрисе Тамаре Сёминой однажды пришлось добираться до места съёмок на попутной деревенской телеге, когда её забыли встретить и не прислали машину.
За два часа тряски по бездорожью она настолько разозлилась, что в тот же день с блеском отыграла сцену ссоры своей героини с дочерью, которую играла молодая Елена Драпеко.
Режиссёр заставил актрис шесть раз подряд сыграть сцену, во время которой Тамара Сёмина даёт звонкую пощёчину Елене Драпеко. У актрисы уже горело всё лицо, когда режиссёра, наконец, всё устроило. Позже оказалось, что по его команде первые три дубля вообще не снимали на камеру, чтобы сэкономить плёнку. И оператор только делал вид, что снимает. Когда позже об этом узнали актрисы, то очень расстроились и затаили обиду на Краснопольского.
Во время съёмок эпизода, в котором Сёминой приходилось кричать сквозь проходящий поезд, когда её героиня звала мужа по имени, она на холоде охрипла. Но режиссёр заставлял играть всё новые и новые дубли. Для этого каждый раз приходилось ждать проходящие мимо поезда. Все порядком замёрзли, но Краснопольский был неумолим. В итоге в фильм вошел один из последних дублей, в котором актриса кричит уже не имя мужа, а срываясь от отчаянья: «Снимайте! Снимайте скорее!»
Чуть не закончился трагедий ещё один случай, когда актёр Валерий Хлевинский добирался на место съёмок на местном рейсовом автобусе.
Дело было зимой, дорога была скользкой, и на одном из поворотов ПАЗик занесло. Он завалился в кювет и перевернулся. В автобусе было около десятка пассажиров, и только по счастливой случайности никто серьёзно не пострадал. Лишь Хлевинский, выбираясь из салона через разбитое окно, немного порезал себе руку.
После премьеры сериала все актёры приобрели необыкновенную популярность! Правда, не всегда она была приятной. Однажды актёр Вадим Спиридонов, сыгравший в сериале отрицательного героя, пошёл поужинать в ресторан и чуть-чуть не стал жертвой пьяной компании.
Подвыпившие мужчины, забыв, что перед ними артист, чуть не избили ненавистного им киногероя. Спас Спиридонова вовремя приехавший наряд милиции.
Но ещё обиднее была ситуация с актёром Юрием Смирновым. Он так правдоподобно сыграл роль плохого советского чиновника, что его возненавидели настоящие чиновники, от которых зависела оценка фильма. Фильм, безусловно, всем понравился. Создатели сериала и исполнители всех ключевых ролей получили Государственные премии. Все, кроме Юрия Смирнова.
Один из руководителей советской культуры так прямо и сказал, что такую «махровую антисоветчину», которая получилась у актёра в роли Петра Полипова, сыграть невозможно. И что он (актёр) и на самом деле, скорее всего, сам является ярым антисоветчиком. А значит, и премии недостоин!
Сегодня ситуация выглядит анекдотичной, но она случилась на самом деле и лишний раз всем доказала, что сериал у создателей получился во всех смыслах!
«Вечный зов» в Советском Союзе показывали несколько раз. И каждый раз улицы городов пустели. Последний раз в СССР его целиком показали в 1990 году на Первой программе ЦТ. Сегодня его можно найти и посмотреть в интернете.