70 лет со дня рождения Александра Абдулова. А здесь ему еще нет 25-ти, и он пробуется на роль д’Артаньяна. Актера уже утвердили на главную роль в картине «Д’Артаньян и три мушкетера», а потом внезапно заменили Михаилом Боярским. Почему Александр Гавриилович лишился звездной роли?
В начале 1978 года режиссер Одесской киностудии Георгий Юнгвальд-Хилькевич приступил к съемкам трехсерийной экранизации для Центрального телевидения всеми любимого романа Александра Дюма. Еще на этапе подготовки он без проб утвердил только двух исполнителей главных ролей – Народных артистов РСФСР Олега Табакова и Алису Фрейндлих.
Всех остальных претендентов предстояло просматривать и утверждать на худсовете студии, а в данном случае еще и на худсовете Гостелерадио, так как картина снималась для телеэкрана. Стандартная практика для советского кино.
После фотопроб наконец-то сформировался актерский ансамбль картины. Главную роль гасконца доверили артисту театра «Ленком» Александру Абдулову. Он уже успел сыграть несколько больших ролей в кино, но о всесоюзной славе пока только мог мечтать.
Георгий Юнгвальд-Хилькевич сам выбрал Абдулова, но после утверждения кандидатуры актера, стал понимать, что он представлял себе другого д’Артаньяна.
Против кандидатуры ленкомовца выступила Алиса Фрейндлих, к которой режиссер прислушивался. Это то же нормально, когда некоторые актеры на съемочной площадке не чувствуют связь, уверенность, и не понимают как вести себя друг с другом. В этом случае нужна замена или одного из них, или обоих.
И, наконец, композитор фильма Максим Дунаевский, написавший песни для главных героев, в том числе несколько для д’Артаньяна, был разочарован, что на главную роль взяли актера без соответствующих вокальных данных.
И тут произошел тот самый случай, после которого одни становятся знаменитыми, а другие остаются в забвении.
Режиссеру рекомендовали ленинградского актера Михаила Боярского, уже успевшего запомниться зрителям по драме «Старший сын» и мюзиклу «Мама». А 1 января 1978 года по ТВ показали музыкальный костюмированный фильм «Собака на сене», где 28-летний актер блистал в дуэте с Маргаритой Тереховой, утвержденной на роль Миледи.
И важный момент – актер Михаил Боярский прекрасно пел.
Юнгвальд-Хилькевич прилетел в Ленинград и познакомился с актером. Боярский заявил, что в «Трех мушкетерах» согласен на любую роль, готов играть даже дворника. Режиссер предложил ему роль Рошфора (ее в итоге сыграл Борис Клюев) и вызвал на пробы в Одессу.
Что было дальше, предоставим слово самому Георгию Эмильевичу:
«Его одели в костюм… Он зашел в павильон… и тишина наступила на Одесской киностудии.
Думаю: «Что такое, почему так тихо, пожар что ли?»
Потому что на киностудии всегда галдеж. Замолкают, только если что-то серьезное случится.
Поворачиваюсь: перед нами стоит д’Артаньян. Единственный и неповторимый.
И с Мишей все было решено!»
Цитата по: Юнгвальд-Хилькевич. Г. За кадром. Москва, 2000, изд-во «Центрполиграф»
Александру Абдулову сказали спасибо, а мы, зрители, никого другого, кроме Михаила Боярского, уже не воспринимаем. 100% попадание в роль.
Зато вместо Александра Гаврииловича в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» оказалась его супруга — Ирина Алфёрова в роли Констанции Бонасье. Сам Юнгвальд-Хилькевич обещал роль Констанции – Евгении Симоновой, но худсовет посчитал, что она не будет смотреться с Боярским. Чиновники от телевидения буквально приказали режиссеру взять на роль жену Абдулова, которая до этого успешно сыграла в телесериале «Хождения по мукам».
Сам Георгий Эмильевич считал, что актриса не подходит к своему персонажу. Опять же предоставим слово режиссеру:
«Перед Ирой Алфёровой я испытываю вину, потому что не вложил в нее столько режиссерской любви и заботы, как например, в Алису Фрейндлих или Лену Цыплакову. Дело в том, что Ира была мне навязана. И это меня очень раздражало!»
Цитата по: Юнгвальд-Хилькевич. Г. За кадром. Москва, 2000, изд-во «Центрполиграф»
Режиссер даже не стал вызывать Алфёрову на озвучивание. Констанция в фильме говорит голосом Анастасии Вертинской.
Кстати, после некрасивого увольнения Симоновой, картину покинул ее друг – Игорь Костолевский, уже утвержденный на роль герцога Бэкингема, которого в итоге сыграл так и не ставший знаменитым Алексей Кузнецов.
Но самое интересное, что Александра Абдулова можно увидеть в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера».
По воспоминания постановщика фехтовальных поединков Николая Ващилина, однажды актер приехал на съемки к своей супруге и упросился сняться в массовке в сцене схватки мушкетеров и гвардейцев кардинала в монастыре Дешо. Пытливые поклонники советского кино разглядели Александра Гаврииловича в одном кадре:
Правда, другие зрители, утверждают, что на Абдулова раненый гвардеец совершенно не похож.
Также в сети встречаются утверждения, что Абдуло сыграл некоего плотника в массовке, вот он на заднем плане в сцене, где д’Артаньян знакомится с супругами Бонасье. Но кажется, это другой человек.
Юнгвальд-Хилькевич про камео Абдулова не упоминал, а других свидетельств присутствия актера на съемочной площадке нет.
Спустя годы, можно говорить, что Александр Абдулов ничего не потерял, не сыграв д’Артаньяна, но все-таки интересно представить каким бы был любимый фильм с другим актером в главной роли…