Алексей Баталов был не только актером, больше сорока лет он преподавал и занимал должность художественного руководителя актерского факультета. Алексей Владимирович имел репутацию очень ответственного человека – на 1 сентября к торжественной церемонии он не пришел только один раз по причине болезни.
Без него линейку проводить не стали, ждали, что он придет, и он, узнав об этом, нашел в себе силы доехать до учебного заведения.
Алексей Баталов – прирожденный актер, органично смотревшийся в самых разных ролях. Вот он в роли чеховского Гурова в «Даме с собачкой» или же в роли князя Трубецкого в фильме «Звезда пленительного счастья», или же в образе Феди Протасова в «Живом трупе» по Толстому. Режиссеры могли взять его без проб, знали, что справится, и зритель по достоинству оценит.
Будущий актер в юные годы жил с мамой – актрисой МХАТа Ниной Ольшевской, поэтому с детских лет часто бывал в театре. С этих лет он считал закулисье частью своей жизни. Здесь же выступали его отец под фамилией Аталов, чтобы не путали с братом Николаем Баталовым, а также дядя Виктор Станицын. Всего же во МХАТе работали девять близких родственников Алексея Владимировича.
Когда после расставания с отцом будущего актера его мама вышла замуж за писателя Виктора Ардова, то в жизнь Алексея вошла литература. Он стал много читать, в их доме бывали Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Борис Пастернак, а также мхатовская элита.
Будущее Алексея было предопределено – театр. Диплом в Школе-студии МХАТ ему подписала Ольга Книппер-Чехова.
Женился в первый раз Алексей Баталов в 16 лет на свой возлюбленной юношеских лет Ирине Ротовой, которая была соседкой по даче. В молодой семье вскоре родилась дочь Надежда.
Алексей Баталов вырос замечательным, талантливым, оригинальным актером. Его стезя было кино. Удачные роли шли одна за другой и довольно скоро принесли актеру признание миллионов зрителей.
На его счету — «Дело Румянцева», «Большая семья», «Дорогой мой человек», «Летят журавли», «Дама с собачкой», «Девять дней одного года». Позже он снялся в кинолентах «Звезда пленительного счастья» и в знаменитом образе Гоши в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».
Удивительным образом аристократ Баталов создавал убедительные образы тружеников, парней из народа. В жизни актер всегда оставался человеком скромным. Никогда не поднимал голоса на коллег, редко спорил.
Первый брак Алексея Владимировича быстро распался, а второй с Гитаной Леонтенко полуцыганских кровей продлился больше полувека.
В 90-е Баталов почти не снимался, и давался вопросом в немногочисленным интервью – можно ли назвать хоть один фильм, где он мог сняться и не снялся?
Не его время было в те годы на экране, но он оставался в театре. А по прошествии лет можно скачать, что Алексей Баталов – классический актер, вне времени, потому что его время – любое, пока жива русская литература, русский театр, русское кино.