Алексей Каплер, Эльдар Рязанов и история самой «диссидентской» телепередачи советского телевидения

21 октября 1962 года вышел первый выпуск тележурнала «Кинопанорама».

А началось всё со вступительного слова первого ведущего это программы Зиновия Гердта. В первом выпуске он рассказал о новой передаче, о её будущих рубриках и главных целях — знакомить зрителей со всем новым, что появлялось в нашем кино и на телевидении. Ну а первым фильмом, который был анонсирован в этом выпуске, стала драма Константина Воинова «Молодо-зелено», премьера которой готовилась на днях.

В рамках передачи Зиновий Ефимович взял интервью не только у режиссёра картины, но и у исполнителей главных ролей — актеров Олега Табакова и Юрия Никулина.

Надо сказать, что первые выпуски телепрограммы выходили в прямом эфире, так как ещё не было технических средств для качественной видеозаписи. И это накладывало на ведущего и на его гостей в студии особую ответственность.

Вообще, разброс тем у передачи был очень широким: от художественных фильмов и мультфильмов до документальных лент. В том числе и зарубежных авторов.

В те годы в Советском Союзе рекламы почти не было, поэтому передача имела характер аналитической программы. Ведущий с гостями студии обсуждал те или иные фильмы, часто раздавалась и критика. В том числе в адрес очень авторитетных сценаристов и режиссёров. В общем, передача была непривычной для советских телезрителей и поэтому очень интересной.

В те годы рейтинги телепрограмм оценивались по откликам телезрителей. А точнее, по количеству писем, которые они присылали в редакцию. И «Кинопанорама» была одной из самых популярных на советском телевидении.

В 1963 году у программы на Шаболовке появился новый редактор, который принял решение периодически менять ведущих, чтобы ещё больше подогреть зрительский интерес. В этой роли побывали многие известные актёры, в том числе: Олег Табаков, Ия Саввина, Татьяна Лаврова и другие.

В конце 1964 года, на волне завершения «оттепели», руководство «Гостелерадио» решило передачу закрыть. Чиновники разглядели в ней диссидентские нотки и чересчур вольные трактовки зарубежных фильмов. Но, как это было принято в СССР, заранее телезрителям об этом ничего не сообщили. Просто когда должен был выйти новый выпуск, его не было.

Но зрители ждали передачу, поэтому, когда она исчезла из телепрограммы, редакцию просто завалили тысячи писем! И это продолжалось несколько месяцев.

В итоге чиновники сдались. В сентябре 1965 года, сразу после проведения первого съезда Союза кинематографистов, передача вернулась на телеэкраны даже в более продолжительном формате. И на многие годы ведущим «Кинопанорамы» стал известный советский кинодраматург Алексей Каплер.

Многие сегодня считают тот период золотой эпохой телепрограммы. Более шести лет Алексей Яковлевич не просто вёл телепередачу, а создал вокруг себя команду единомышленников из числа помощников и редакторов. Передача взлетела в рейтингах на ранее недосягаемую высоту и надолго заняла лучшее место в телепрограмме ЦТ, как сегодня принято говорить, в прайм-тайм.

В 1972 году у передачи опять сменился главный редактор, с которым Каплер не смог найти общий язык. Опять началась чехарда ведущих, пока у руля передачи не встал Эльдар Рязанов.

Он внёс в программу новые нотки критики и мнений, которые не всегда совпадали с официальной точкой зрения Госкино и Гостелерадио, но тем самым ещё больше подняли интерес зрителей к передаче. Так же телезрителям импонировал его стиль ведения программы, который изобиловал импровизациями.

После нескольких передач с участием Рязанова в «Литературной газете» вышла статья, посвященная «Кинопанораме» и её новому ведущему. Журналист даже в шутку назвал его «диссидентом» советского кино, на что в следующем выпуске Эльдар Александрович ответил, что «диссидентской» телепередача стала ещё задолго до него, а он лишь и дальше «продолжает нести знамя, поднятое не им».

И надо отдать ему должное, что он умел мастерски балансировать на грани и никогда не переступал ту красную линию, после которой передачу бы просто закрыли.

В конце 80-х и в начале 90-х, после развала СССР, «Кинопанорама» стала носить откровенно рекламный характер. Причем не самых лучших премьер нашего экрана. И интерес зрителей к ней стал постепенно угасать.

Последний выпуск вышел 22 декабря 2002 года, который провёл известный кинорежиссёр Павел Чухрай. По старой традиции он тоже не предупредил телезрителей, что это был последний выпуск. А возможно, что об этом не знал и сам. Так как на прощание он тогда произнёс телезрителям традиционную фразу: «До новых встреч!»

Прошло более двадцати лет, но упоминание этой телепередачи в СМИ до сих пор остаётся высоким. И лично мне кажется, если бы она сегодня возродилась в своём первоначальном аналитическом варианте, то интерес зрителей к ней был бы очень высоким.

В самом конце 1982 года вышел праздничный выпуск тележурнала, посвященный 20-летие телепередачи. Для съёмок этого выпуска в телестудию «Останкино» были приглашены все лучшие советские артисты тех лет.

Оцените статью
Алексей Каплер, Эльдар Рязанов и история самой «диссидентской» телепередачи советского телевидения
«Тень» — сказка о подсознании