Алексей Рыбников и «Остров сокровищ». Прорыв в другое музыкальное измерение

Музыка к фильму «Остров сокровищ» стала прорывом в другое музыкальное измерение. Молодой композитор Алексей Львович Рыбников к моменту приглашения в фильм уже был не новичок в кино. За его плечами была работа в шести картинах («Три дня Виктора Чернышова», «Всадник над городом», «День и вся жизнь» и др.) в качестве композитора. Для 25-летнего композитора, ученика Арама Хачатуряна, появился шанс громко заявить о себе. Но Стивенсон и романтически-героическая тематика привлекала не только его. Даже некий конкурс из известных композиторов образовался для работы над фильмом. И возможно молодого Рыбникова и отодвинул бы кто помаститей, но ему помогла холера.

Слава холере, разразившейся в южных регионах причерноморья! Маститые мэтры испугались ехать в Крым осенью 1970 года. Ведь по приезду на полуостров надо было давать подписку, что ты не покинешь зону эпидемии до конца. Алексей Львович рискнул и прорвался в Крым. Как он вспоминал в самолёте с ним летело всего 5 человек.

Хотя по приезду в Ялту его ждал сильный Облом Иваныч в наличии раздолбанного пианино в стареньком Доме Культуры, и крайне сжатые сроки написания музыки. Режиссёр Евгений Фридман прижал Рыбникова к стене не только сроками, но и условием отказа от его услуг, если композитор не поймает нужный музыкальный тон. Фильм уже вовсю снимался, прибалтийско-русский ансамбль артистов вовсю изображал поиски сокровищ, штурмовал форт построенный в районе новосветской бухты, в гавани Ялты стояла «Эспаньола», которая то и дело уезжала к месту съёмок и возвращалась обратно.

Рыбников, подобно Есенину в Баку в 1924 году, которому нужно было срочно написать поэму о 26 бакинских комиссарах, попросил Фридмана запереть его в зале Дома Культуры, чтоб его никто не беспокоил, и начал строчить свою нетленку, тихо насвистывая себе под нос приходящие варианты мелодий.

Видно музы правильные посетили композитора, натурально романтико-пиратские, такие что музыка рождалась словно по-волшебству, и на четвёртый день композитор попросился наружу с кипой расписанной нотной бумаги. Стоит добавить, что «Остров сокровищ» была любимой книгой композитора, и наверно ещё и поэтому работа спорилась весело.

Услышанная музыка очень понравилась Е. Фридману. Он понял, что не прогадал пригласив молодого композитора. Рыбников лихо насвистывал на показе режиссёру свои темы, после чего Е. Фридман решил запустить свист в фильм. Правда свистел в фильме не композитор, а опытный свистун из гостелерадио.

Отсидев положенный карантином срок, покатавшись вполне заслуженно на «Эспаньоле», отморозив себе всё что можно, Алексей Рыбников полетел на студию в Москву записывать свои темы к фильму. Но первые же пробы не показались композитору достойными. Он стал пробивать пути к свежепривезённой многоканальной аппаратуре. Но опять же звёздочек на композиторских погонах у Рыбникова было маловато, ибо его фамилия была не Кабалевский и не Шостакович, — ему отказали.

Дело в том, что в СССР расходы на фильм и место записи было строго лимитированы, и композитору пришлось приложить немалые усилия, чтобы его музыка к «Острову сокровищ» зазвучала на самой крутой аппаратуре в СССР, где вместо одного канала было целых четыре. До сих пор Алексей Львович не раскрыл секрет как он сумел пробить тогда туда дорогу. Каким колдовством и магией он воздействовал на начальство.

Фильм имел просто ошеломляющий успех у публики. А нетривиальная, необычная для слуха музыка А. Рыбникова стала просто откровением для многих. Композитор выдал такой саунд, что ничего похожего у нас в стране ещё в кино не звучало. Симфоджаз и джаз-рок, с таким голливудским размахом наш народ ещё не слышал.

Как говорил сам композитор, что тогда требовалась обязательно ясная музыкальная тема. Она должна была быть обязательно яркая, которая была бы узнаваема и несла на себе всю драматургическую нагрузку фильма. Однако, по его словам, академическая музыка в то время зашла в тупик — стала тяжёлой и деструктивной. Нужно было свежее дыхание. И он его дал!

Правда, многие мэтры встали на дыбы. Они почувствовали, что в спину дышит новое поколение. Никита Богословский, автор музыки к первому фильму „Остров сокровищ“, 1937 года, выступил в прессе с резким критическим осуждением Рыбникова и его роковых экспериментов. За Богословским подтянулись другие рецензенты. Молодой композитор выдержал тогда серьёзный удар со стороны метров классической композиторской школы.

Стоит вспомнить, что не всё задуманное вошло в фильм. Тема «Малютка Дженни» со словами Ю. Кима была заменена на мелодию. Мелодию разбили на три части и вставил в разные моменты картины. «Бедного Томми» со скрипом пропустили, без последнего куплета о тяжёлой судьбе моряка.

Евгений Фридман открыв нам гений Рыбникова во всей красе, сел в свой эмигрантский самолётик и улетел в свои заграничные свояси, так и оставшись режиссёром одного, но гениального фильма. Но бомба уже сдетонировала. Услышав музыку к «Острову сокровищ», режиссёр Ленкома Марк Захаров через несколько лет пошёл на контакт с молодым композитором, что привело к созданию двух подлинных шедевров отечественной музыки — рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось».

Тут осмелели и другие. Проклюнулся Эдуард Артемьев со своим синтезаторным саундом. Пришли семидесятые, в фильмах всё больше и больше звучали рок-мотивы и электронные озвучки.

Большой радостью для поклонников фильма стал выход пластинки музыки к «Острову сокровищ» в 1973 году. Туда пошли пять композиций. «Эспаньола», «Джойс и акула», «Баллада о бедном Томми» в исполнении Р. Аюпова, «Белые паруса» и совершенно умопомрачительная тема «Пляска пиратов».

«Пляска пиратов» это был переработанный вариант «Малютки Дженни». Тема была инструментальная, но в конце были знаменитые «15 человек на сундук мертвеца. Йо-хо-хо и бутылка рома». Причем запись была того же 1970 года. Крутой запил электрогитары. Кто играет на инструментах — так и осталось неведомо слушателям. Но и скрипка или фиддл и гитара впечатляли. Какой-то русский Джон Маклафлин и такой же русский Ж-Л. Понти играли натуральный джаз-рок.

Интересно, что в этой теме гитарист использует фуз. Как-то Стас Намин утверждал, что он первым в СССР на записи использовал фуз на дебютной пластинке «Цветов» в 1971 году. Получается, что здесь неведомый гитарист фузил на год раньше Стаса.

Кстати сама тема «Малютка Дженни» появилась только в начале 2000-х, когда А. Рыбников издал саунд-треки из «Острова сокровищ».

А ещё Алексей Львович рассказывал, что во время работы над «Островом сокровищ» его пробило на тему, которая позже стала «Последней поэмой». Но он её не употребил в фильм, а положил в свой золотой ящичек для будущего. Да и стихи он тогда еще не нашёл к своей гениальной мелодии.

В виде поста и его брата скриптума, автор хочет поставить трек старинной пиратской песни «Больше рома». В этой песне как и положено все атрибуты узнавания есть. Ну о чём могут петь пираты? Во веки веков одно и тоже… Больше рома — требует пират… 75 не вернулись домой, йо-хо-хо и бутылка рома. Они потонули в пучине морской… Хей, приятель разворачивай парус, йо-хо-хо веселись как черт. И конечно про 15 человек на сундук мертвеца…

Здесь тени старпома взбунтовавшегося против Ричарда Тича и пятнадцати человек его команды высаженных на скале с одним патроном и одной бутылкой рома встают как живые, после исполнения хора «The Robert Shaw Chorale».

И кстати, только после написания статьи, автор узнал что 19 сентября во всём мире отмечается как международный день пиратства. Так что всё неслучайно вышло. И треки и статейка.

Оцените статью
Алексей Рыбников и «Остров сокровищ». Прорыв в другое музыкальное измерение
«Бесприданница» 1974 года — все звёзды и никакого эффекта