Темы для своих пьес Дворецкий всегда брал из повседневности. Вот и это дело о лотерейном билете, выигравшем автомобиль «Волга» и проданном по завышенной цене, вызвало живой отклик в душах зрителей.
Премьера спектакля на сцене состоялась в 1973 году, постановка имела огромный успех. Здесь нет положительных и отрицательных героев, вообще нет ничего черно-белого. Всё непросто, противоречиво, не абсолютно.
Сцена еще до начала спектакля не была сокрыта занавесом, являя публике простую обстановку официального зала суда.
Маленькая хрупкая женщина выходила и садилась в огромное кресло с гербом на спинке.
Герои часто подходили рампе, обращаясь непосредственно к публике (этот эффект сохранен и в телеверсии), делая зрителя действующим лицом, свидетелем одного дня судьи Ковалевой.
Евгений Соломонович Калмановский, автор книги «Алиса Фрейндлих», размышлял, почему именно эта героиня «помнится среди самых задевающих, запавших в зрительскую душу ролей Алисы Фрейндлих?»
И отвечал так: видимо, в «тихо пронзающей душу близости к нам заключалось главное очарование ее Ковалевой».
В 1975-м Главная редакция литературно-драматических программ Центрального телевидения произвела запись постановки — тот редкий случай, когда спектакль театра Ленсовета 70-х был снят на кинопленкму.
И теперь мы с вами можем вернуться на пять десятков лет назад, чтобы всё увидеть самим.
Надо сказать, что спустя совсем небольшое время Алиса Бруновна вновь сыграла женщину-профессионала. Складывается такое ощущение, что ее Калугина стала своеобразным продолжением Ковалевой, начатой в 1973 году.
В ролях: Овсей Каган, Валерий Кузин, Ефим Каменецкий, Леонид Дьячков, Алексей Петренко, Галина Никулина, Михаил Девяткин, Владимир Цибин, Цецилия Файн, Анатолий Равикович и др.