«Американская трагедия»: и по сей день актуальна эта советская экранизация романа Теодора Драйзера

Известный свой роман классик американской литературы написал в 1925 году. Произведение экранизировано американцами дважды: в 1931 и 1951гг. И, между прочим, к первой экранизации первоначально сценарий писал наш знаменитый режиссер, Сергей Эйзенштейн . Сценарий этот самому Драйзеру понравился, только его американцы не утвердили: слишком показался политизированным. А вот вторая экранизация, вышедшая под названием «Место под солнцем», получила «Оскара», и в ней блистала Элизабет Тейлор.

И вот в 1981 году на Литовской киностудии был создан четырёхсерийный фильм «Американская трагедия».

Эта кинолента стала предметом споров. Дело в том, что, фильм оказался непростым по восприятию. Киносюжет, в отличие от романной фабулы, был нелинейным. Намеренно была нарушена хронологическая последовательность: сначала показывали арест главного героя, потом — этапы его жизни, приведшие к аресту, и, в конце концов, — подготовку к суду, сам суд и развязку. А самого убийства на экране не было вовсе.

Все это сделано намеренно создателями фильма. Как известно, нарушение хронологии поначалу порождает дискомфорт у зрителя. Зато экспрессивное воздействие усиливается, и обстоятельней раскрывается психологическая составляющая героев.

А ведь и правда, некоторые сцены в фильме и вовсе вызывают леденящее ощущение ужаса. Без натурализма, кстати. Скажем, не знаю, как вам, а меня всегда охватывают тоска и даже паника в финальной сцене, когда Клайда готовят к электрическому стулу. Ничего особенного, а ощущение чего-то очень жуткого, от которого – мороз по коже…

Споры вызывал и главный герой.

Литовский молодой актер Гедиминас Сторпирштис в образе Клайда Гриффитса показался некоторым слишком вылощенный, слишком красивым. Не очень-то похожим на выходца из бедной семьи, который потерял голову в погоне за синей птицей американской мечты.

И все же большинство зрителей и критиков говорили о том, что актер Гедиминас Сторпирштис, что называется, «попал» в образ. Прекрасно сыграл это дьявольское преображение, показанное, кстати, и у Драйзера. Это перерождение чистого, незамутненного мальчика в бездушного, жестокого убийцу. Хотя, впрочем, может, зерна зла жили в нем изначально? И тогда, когда Клайд воспитывался в семье своих праведных, но бедных родителей. И когда искренне, как казалось и ему, и нам, зрителям, полюбил такую же бедную, как и он сам, девушку, Роберту…

Однако, в конце концов, понимаешь, что Клайд никого как раз и не любил. Только использовал. Роберту – для удовлетворения плотских потребностей. Сондру – для достижения тщеславных мечтаний.

Актер Гедиминас Сторпирштис талантливо играет этакого «волка в овечьей шкуре». И постепенно зрителю становится даже страшно от его смазливой мордашки, скрывающей бесчеловечный цинизм…

Красота Клайда лишена одухотворенности. Она пуста и жестока. Своей показной любезностью, кротостью, приятностью он отвратителен. И жалок. Кто-то сравнивал Клайда Гриффитса с Жюльеном Сорелем из романа Стендаля «Красное и черное». Да, схожего у них немало: оба стремились к невероятным высотам, оба убили неугодных возлюбленных. Однако все же Клайд помельче будет. Не того полета демон. Бес, скорее. Мелкий и ничтожный…

Но не только исполнитель главной роли хорош в фильме «Американская трагедия».

Удачно подобраны и другие актеры. Как прибалтийские (Айда Зара, Эугения Плешките, Регимантас Адомайтис, Альгимантас Масюлис), так и русские (Тимофей Спивак, Анна Алексахина).

Талантливо воссоздана в фильме благодаря усилиям художников, костюмеров, оператора и атмосфера американских 20-х годов. Что, конечно, немаловажно.

А самое главное, воссоздан Драйзер, дух и идея его романа.

Вообще, фильм «Американская трагедия» 1981г. – прекрасный посыл в будущее. Очень актуальное кино. Потому что показанные в нем проблемы и конфликты, увы, никуда не испарились, а лишь приняли иное очертание.

По-прежнему ведь встречаются молодые люди, не обремененные ни духовностью, ни совестью, ни даже умом, но зато настырно одержимые вырваться «из грязи в князи» любой ценой. Абсолютно любой.

Оцените статью
«Американская трагедия»: и по сей день актуальна эта советская экранизация романа Теодора Драйзера
Глядя на роли её нежных, наивных барышень, никогда не подумаешь, что в реальности очаровательная Марина Неёлова – «железная леди»