Арчил Гомиашвили: лучший Остап Бендер или тот, кто совсем «не попал» в образ?

Сколько уже лет кинолюбители спорят о том, какая экранизация знаменитых «12 стульев» лучше и талантливее: Леонида Гайдая 1971г. или Марка Захарова 1976?

Принимая во внимание доводы обеих сторон, в конце концов, приходишь к выводу: все это дело вкуса. Потому что и тот, и другой фильм имеют как достоинства, так и недостатки. Хотя лично мне ближе все же вариант Марка Захарова.

Несколько иная ситуация, как мне кажется, выходит с главным героем. Тут большинство зрителей согласны с тем, что Андрей Миронов в роли Великого Комбинатора бесподобен и неповторим.

Однако существует и иное мнение. Например, совсем недавно один мой знакомый весьма аргументированно доказывал, что Арчил Гомиашвили в фильме Леонида Гайдая – самый лучший и настоящий Бендер. И вот почему.

«Он реалистичный и естественный, каким и был задуман Ильфом и Петровым. В исполнении Арчила Гомиашвили Бендер – симпатичный плут и шалопай, чье незамысловатое обаяние не претендует на сногсшибательную харизму, но кружит голову окружающим. Гайдаевский Бендер дурачит всех кого ни попадя, но при этом никогда не заносится и ни в чем не преобладает. Самое привлекательное в нем – вольный и игривый дух, легкий, незлобливый характер. Бендер Гомиашвили – этакий рубаха-парень. Живой, непосредственный, ловкий, очень человечный. Больше добродушный ловкач, чем бессовестный проходимец

Между прочим, всем этим Бендер из фильма Гайдая разительно отличается от демонически невозмутимого, высокомерного красавца из киноленты Марка Захарова. Вот уж кто несет себя над толпой! Собой не налюбуется этот шикарный эгоист с манерами денди, помешанный на «красоте игры» И, кстати, не упускает случая унизить и принизить тех, кто и так страдает от его авантюр».

Вот такое мнение моего знакомого. Я, кстати, с ним не согласна.

Для меня Андрей Миронов – лучший Бендер на все времена (когда-нибудь напишу об этом).

А вот Арчил Гомиашвили, как мне кажется, мелковат для этой непростой роли. Местечковый уровень демонстрирует он своей игрой. Этакий провинциальный обормот все время в нем видится. И не более того. Обаятельный проходимец местного масштаба. Иной раз старается он изобразить Остапа весело и задорно, но, на мой взгляд, несколько суетливо. Остап в его исполнении более походит на хулигана из подворотни, чем на Великого Комбинатора, каким его описывали Ильф и Петров. Да что там говорить, не попал он в образ.

Между прочим, примерно такого мнения насчет Арчила Гомиашвили придерживались и некоторые авторитетные персоны.

Например, Марк Захаров считал, что актер в роли Бендера выглядел слишком «поверхностным и фанерным».

Да и сам Леонид Гайдай остановил свой выбор на Арчиле Гомиашвили не сразу.

На роль Остапа Бендера пробовалось немало актеров. Да каких!

Олег Басилашвили, Никита Михалков, Алексей Баталов, Олег Борисов, Валентин Гафт, даже Владимир Высоцкий – никто не устроил придирчивого режиссера. Между прочим, и Андрея Миронова Гайдай решительно отклонил. Правда, все-таки утвердил Александра Белявского, но потом и ему отказал: не понравилось, как он выглядел в паре с Сергеем Филипповым, игравшем Кису.

А вот в малоизвестном Арчиле Гомиашвили Гайдай увидел ту самую «изюминку».

Может, потому что в и реальности артист не был чужд духа авантюризма и даже питал склонность к противозаконным действиям. А, может, потому что еще до съемок у Гайдая Гомиашвили уже играл Остапа Бендера на сцене.

Руководство «Госкино» Арчила Гомиашвили долго не утверждало. Возмущались: «Почему Бендером будет грузин?». «Так ведь папа у Остапа турецкоподданный. А почему маме не быть грузинкой?» — парировал Гайдай.

В общем, режиссер отстаивал артиста, как мог. Верил в его звезду.

А вот потом, судя по всему, разочаровался. И даже до озвучивания не допустил. Бендер говорит голосом актера Юрия Саранцева.

А после съемок Гайдай и вовсе сказал в лицо Гомиашвили: «Если бы я знал, что ты такой плохой артист, то ни за что бы тебя не снимал».

Оцените статью
Арчил Гомиашвили: лучший Остап Бендер или тот, кто совсем «не попал» в образ?
«Полосатый рейс»: почему от съемок отказывался Леонов, и как в фильм попал Лановой