Незадолго до своей смерти автор сценария к фильму «Вокзал для двоих» Эмиль Брагинский рассказал журналистам, что прототипом главного героя пианиста Платона в исполнении Олега Басилашвили был знаменитый советский композитор Микаэл Таривердиев. Это стало известно в 1996 году сразу после смерти композитора. А менее чем через два года не стало и самого Эмиля Вениаминовича.
Как рассказал сценарист, идея написать этот сюжет для будущей картины пришла к нему еще в конце 60-х годов, когда он узнал о несчастье, которое произошло в мае 1967 года в Москве на Ленинградском проспекте.
Водитель легкового автомобиля превысил скорость и не смог избежать столкновения с пешеходом, который в результате ДТП погиб. Причем наезд был совершён в том месте проезжей части, где пешеходам находиться запрещено. Позже следствие установило, что погибший к тому же был нетрезв. Но советские законы в подобных ситуациях всё равно трактовались против водителя, тем более, если он ещё и нарушил скоростной режим.
Как позже установило следствие, в машине в тот момент находились два человека. Это владелец автомобиля Микаэл Таривердиев и его возлюбленная, молодая актриса театра и кино Людмила Максакова.
Учитывая показания Максаковой и самого Таривердиева, за рулём машины в момент ДТП находился композитор. Суд приговорил его к двум годам лишения свободы, но так как следствие тянулось довольно продолжительное время, и Таривердиев попал под амнистию в честь 50-летия Октября, прямо в зале суда он был освобожден.
Для советских времен это был вполне типичный эпизод, если не учитывать, что обвиняемый в этом деле был популярный и заслуженный человек. Такое происшествие могло случиться с любым, даже опытным водителем, каким к тому времени был и сам Таривердиев.
Но большинство его друзей уверены в том, что Таривердиев совсем невиноват в происшествии, так как вела машину Максакова, а он просто взял на себя вину своей любимой женщины. И для таких предположений были определенные основания.
Во-первых, он никогда не превышал скорость и ездил очень аккуратно, за что часто над ним посмеивались его друзья и коллеги. Во-вторых, по рассказам общих друзей, Людмила любила водитель автомобили, и Микаэл достаточно часто позволял ей водить свою машину. А вот она как раз любила полихачить.
И, в третьих, как истинный кавказский мужчина, он в любом случае попытался бы огородить свою возлюбленную от неприятностей. Поэтому в подобной ситуации такой поступок для него был вполне естественен.
К тому же в те годы он уже был знаменитым композитором и поэтому мог рассчитывать на снисхождение судьи, в отличие от молодой и неизвестной актрисы, которой вряд ли бы удалось избежать реальной тюрьмы.
Правда, в итоге они всё равно расстались. Пока шло следствие, и композитор некоторое время находился в СИЗО (таковы были советские законы), у Максакова завязался другой роман, и она даже перестала ходить на заседания суда, хотя была важным свидетелем. А перед последним решающим заседанием она вообще уехала на отдых с друзьями.
Когда Таривердиев вышел на свободу, он прекратил с ней общение и позже никогда не вспоминал об этих отношениях и о том страшном происшествии. Но друзья композитора были уверены, что Микаэл в тот раз взял вину на себя.
Приверженцем этой версии был и Эмиль Брагинский. Именно тогда у него и появилась идея написать сценарий для художественного фильма.
Правда, свой сюжет он обыграл по-другому и всё же отправил главного героя в заключение, да и вообще, по сути, выдумал новую историю, но идеей он обязан именно Таривердиеву.
Людмила Максакова всегда утверждала и утверждает, что в тот роковой день за рулем находился сам Таривердиев и что все разговоры на эту тему являются чудовищным и лживым мифом. И если это так, то Людмилу Васильевну остаётся только пожалеть, потому что жить с таким незаслуженным обвинением, пускай и негласным, наверное, очень тяжело. Но так или иначе, на свет появился замечательный фильм, который уже почти сорок лет входит в Золотой фонд отечественного кино.