«Ах, водевиль, водевиль…» — фильм о важности лёгкого жанра

Этот фильм напоминает ёлочную игрушку – искрящуюся и забавную. При том, что фабула местами грустна и безнадёжна. В кадре – четыре яркие звезды, и потому простецкий сюжет начинает обретать дополнительные краски.

Плюс – музыка, большая часть которой давным-давно живёт отдельной жизнью, вообще не связанной с телесюжетом. О чём это я?

О работе Григория Юнгвальда-Хилькевича «Ах, водевиль, водевиль…» (1979), снятой по пьесе Петра Григорьева «Дочь русского актёра».

Короткий водевиль-шутка, чуть более часа и – ощущение полноценного пространства бытия. Такое могли делать лишь в СССР! Итак, что же печального в этой милой кинокартине?

Многое – начиная унизительной отставкой актёра Михайлы Лисичкина заканчивая его смертью от сердечного приступа. От счастья, что его дочь выйдет на сцену.

Михаил Пуговкин гениально переходит от комедии к трагедии, показывая, что на сцене – и в реальности возможно всякое.

«Ах, водевиль, водевиль…» включили в телепрограмму 6 января 1980 года и это смотрелось очаровательным продолжением праздников.

Но обратимся к простенькому, но захватывающему сюжету. Пожилого лицедея, отдавшего всего себя Мельпомене, выгоняют со сцены, предварительно унизив дурацкой ролью.

О, нет! Лисичкин гордый, хотя, и смешной, поэтому решает выдать свою дочь Верочку (Галина Беляева) за гусара-отставника и бравого красавца Акакия Ушицу (Олег Табаков).

Однако Верочка не желает замуж, да ещё в провинцию, за старика – для неё тот Акакий Назарыч безнадёжно стар и тускл, несмотря на его боевой задор.

Неужто мадемуазель влюблена в кого-то другого? Разумеется! В Александринский театр и водевили!

Поэтому при помощи своей горничной Катюши (Людмила Крылова, тогдашняя жена Олега Табакова) …девушка ловко разыгрывает Ушицу и тот попросту сбегает, прихватив… Катюшу.

Вот ей Акакий очень даже нравится и для неё ого-го какая честь – стать «отставной прапорщицей», о чём она кокетливо сообщает! А что же милашка Верочка?

Сыграв «роли» гадалки и мальчика-посыльного, будучи неузнанной своим женишком, она выдерживает своеобразный экзамен. Теперь она может стать настоящей актрисой.

Вот тут хотелось бы остановиться на нюансах. Исходя из того, что у Лисичкиных есть кое-какая жилплощадь и служанка, говорит о том, что актёр был действительно крут – не уровня Михаила Щепкина, конечно, пониже, но тоже ого-го.

Ибо основная масса «комедиантов» и в России, и в Европе жили примерно, как Счастливцев-Несчастливцев в «Лесе» Александра Островского. Да, о чём фильм?

О важности лёгкого жанра – о том, что без приличной попсы (в широком смысле этого слова) не бывает культуры.

Сам автор водевиля – Пётр Григорьев дружил с Николаем Некрасовым и другими интеллектуалами.

Потом мы видим, как дочь Верочки – уже в конце XIX века выходит на подмостки и всё продолжается. «Всё, что мы с вами эстрадой зовём…» — напевала героиня.

Да, насчёт годной поп-культуры – в СССР она была примерно до 1983-1984 годов. Хороший вкус главенствовал.

Потом попса начала стремительно портиться — ещё до перестроечных экспериментов и вторжения тотальной пoшлятины.

Но этот фильм по сию пору неплохо смотрится – за счёт актёрской игры, динамичности, музыки.

А ещё видно, что актёрам нравилось играть в этой пьесе – слаженность ритма и ощущение ансамбля. Да, «Ах, водевиль, водевиль» был снят в рекордно короткие сроки – с августа по октябрь 1979 год.

Для советской практики это почти рекорд, из-за чего некоторые сцены кажутся сшитыми на скорую нитку, но общую картину это не портит!

Оцените статью
«Ах, водевиль, водевиль…» — фильм о важности лёгкого жанра
«Мой герой – смешной и опасный человек»: Евгений Евстигнеев рассказал о роли в фильме «Берегись автомобиля»