Балерин снимать не хотел, а Тихонова ему навязали. «Война и мир» Бондарчука

Когда Сергей Бондарчук приступал к съемкам «Войны и мира», Михаил Шолохов шутливо сказал ему: «Этот роман с полу поднять трудно, не то что экранизировать».

Не сказать, что киноэпопея была исключительно госзаказом… Как говорится, люди делятся на две категории: тех, кто читает Достоевского, и тех, кто предпочитает Толстого. Последних – тоже немало. Интерес к теме у совесткой режиссуры был.

Тем более – после такого вызова, тем более – с таким бюджетом!

Суммы каждый раз называются разные, но они ошеломительны. Сергей Бондарчук, который был назначен режиссером картины, мог не стесняться в расходах.

Начнем с того, что даже для фотопроб были построены специальные декорации, которые помогали актерам лучше вживаться в образ. На «Войну и мир» работало более 40 предприятий Союза. Создатели картины получили доступ к фондам 58 музеев. На Ломоносовском фарфоровом заводе был создан роскошный сервиз по рисункам 18 века. На фабриках легпрома полным ходом шились тысячи мундиров для армии наполеона и русских солдат…

Кстати, консультантом картины выступила возлюбленная Колчака Анна Книпер-Тимирева, да-да, та самая, которую много лет спустя в фильме «Адмиралъ» воплотила Лиза Боярская. К моменту создания фильма за плечами у Книпер-Тимиревой были годы лагерей. К счастью, наступила «оттепель», что дало возможность политзаключенным не только вдохнуть, наконец, воздух свободы, но и… сняться в кино. В ленте «Война и мир» роковую страсть Колчака можно увидеть в сцене на балу – она изображает там даму с лорнетом.

Какая связь между Питером Джексоном и Сергеем Бондарчуком

Безусловно, в фильме великое множество операторских и режиссерских находок. Недаром многие «фишки», придуманные на съемках, вошли в историю мирового кинематографа. Даже эпичный «Хоббит: Битва пяти воинств» Питера Джексона во многом «вырос» из сражения под Бородино.

– Перед съемками мы посмотрели «Войну и мир», – рассказывал Питер Джексон. – Наблюдали за удивительной работой света: вокруг пушек появляются облака пыли, сквозь них пробивается солнечный свет и образует на земле тени. В некоторых планах мы использовали приемы освещения из этого фильма.

Оператор Анатолий Петрицкий, автор многих операторских находок «Войны и мира» подтверждал, что зарубежные коллеги обращались к нему за консультацией. И неудивительно. «Война и мир» задействовала поистине эпичные ресурсы, начиная от человеческих, и заканчивая производственными – такого до нее просто не было. А после удалось повторить единицам.

Подбор актеров

Меня советский фильм «Война и мир» в свое время не впечатлил. Казалось, он напрочь лишен динамики и теплоты, а герои напоминают театральных актеров, пытающихся докричаться до галерки: все их слова, жесты, внутренние монологи казались слишком нарочитыми… Это при том, что Бондарчук очень бережно отнесся к тексту Толстого, постаравшись сохранить как можно больше от оригинала.

Он преподнес роман именно так, как принято в общеобразовательной школе: дидактически, морализаторски, с большим уважением к канону. С экрана мы слышим в неизмененном виде те многословные утомительные монологи, которые учили наизусть на уроках русской литературы… И еще тогда возмущались: люди так не разговаривают…

Подбор актеров в фильме не нравился многим. И действительно, он вызывает вопросы. В первую очередь – несоответствие исполнителей возрасту персонажей. Так, Бондарчуку, игравшему 20-летнего юношу Пьера, было уже за 40. Слишком зрелой и пожившей выглядит и прекрасная Элен, которую играла жена режиссера. Странно наблюдать зрителю и кутежи Курагина с Долоховым: ведь на экране веселятся взрослые солидные дяденьки, а не отчаянные беспечные юноши.

Остался недоволен выбором актеров и сам Бондарчук. Так, Вячеслава Тихонова на роль Болконского ему навязали. Изначально режиссер надеялся, что князя Андрея исполнит Иннокентий Смоктуновский, но тот предпочел Гамлета.

Кстати, очень хотел сыграть князя Андрея Василий Лановой, но Бондарчук категорически возразил: «Только Анатоль Курагин, ты будешь идеален в этой роли». Лановой, скрепя сердце, согласился, но буквально выторговал себе сцену, где в полевом госпитале раненому Анатолю отрезают ногу. Изначально ее не было в сценарии, но Василий очень хотел сыграть в эмоционально-тяжелом эпизоде.

Итак, на кандидатуре Вячеслава Тихонова в приказном порядке настояла Екатерина Фурцева. Бондарчук смирился, но на отношения режиссера и актера это решение сверху повлияло. Бондарчук все время выглядел недовольным и бесконечно переснимал сцены с Болконским. А Вячеслав Тихонов страшно комплексовал, терял уверенность в себе и собирался уже уйти из кино навсегда – так подорвали его веру в свои актерские силы работа с Бондарчуком и незримая фигура Льва Толстого за плечами.

«Когда я играл Болконского, то часто сам задавал себе вопрос: а мог бы я так же, как он, ежедневно писать с войны письма отцу? Нет, наверное. Все же я воспитывался в другой обстановке».

Только Станислав Ростоцкий смог достучаться до актера, уговорив его сняться в «Доживем до понедельника». По сути, вернул Тихонова в профессию.

Но не надо осуждать Бондарчука за излишнюю резкость. Работа над фильмом стоила ему здоровья. То, что он приступал к съемкам молодым, энергичным и черноволосым, а заканчивал фильм глубоко седым человеком, непременно стало бы мемом. Если бы киноэпопея снималась сегодня.

Василий Соловьев, который совместно с Бондарчуком работал над сценарием, вспоминал: «Неправда, что Бондарчуку все давали даром, стоило лишь ему захотеть. Он всего добивался сам, тратя на это много сил и здоровья. Помню, когда снимали первый бал Наташи Ростовой и пленка оказалась не слишком качественной, пришлось использовать для освещения военные прожектора. От них шел такой сильный жар, что осветители падали в обморок, а Сергея после каждого дубля отводили под руки в кислородную палатку, где он несколько минут приходил в себя, а потом снова выходил на площадку».

Что за прелесть эта Наташа

На роль Наташи Ростовой пробовалось много молодых актрис. И не только актрис. Режиссеру картины массово писали советские граждане с предложениями, кто может органично смотреться в образе Наташи. Школы и техникумы делегировали учениц – для участия в кинопробах.

Часто сами «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» вовсе не горели желанием идти на пробы, но чувство долга побеждало – речь шла не просто о кино, это был вопрос национального самосознания, патриотический долг. В итоге Людмилу Савельеву отыскала монтажер Татьяна Лихачева.

Она с самого начала утверждала, что «Наташу Ростову надо искать среди балерин, только в балете девочек учат держать спину, слушать музыку и вести себя в обществе скромно, но с достоинством».

Бондарчук на это отвечал: «Балерин – не приводить. Они играть не умеют».

И ошибся, Людмила Савельева, выпускница Вагановского училища, стала актерским открытием фильма. На Западе после премьеры «Войны и мира» новорожденных девочек стало модно называть Наташами, в честь главной героини фильма. Не стала исключением и сама Савельева. Свою дочь она тоже назвала Наташей, на память о киноленте, подарившей ей мировую славу.

Жертвы во имя искусства

Фильм «Война и мир» во многом оказался жесток. Как к самому режиссеру, перенесшему клиническую смерть во время съёмок, так и ко многим актерам, для которых лента стала испытанием. Но больше всего, пожалуй, жаль животных. Об этом не принято говорить, но в угоду зрелищности было загублено множество лошадей.

По воспоминаниям Владимира Дьяченко, статиста массовки битвы при Бородино:

«К ногам лошадей крест-накрест привязывали веревки, а когда животное разгонялось, их затягивали. Кони сталкивались, падали и ломали ноги. Выжить после таких сцен было просто нереально. Чтобы лошади не мучились, их сразу добивали, а мясо отправляли на кухню. Ох и объелись мы тогда конины!»

Сцена, где конница падает с обрыва, также снималась вживую.

«Для этого взяли партию лошадей с мясокомбината. Посмотреть на съемки собралось много людей, на глазах у них лошадей подвели к обрыву и животные кучей стали падать вниз», – вспоминал художественный руководитель конного театра «Каскадер» Мухтарбек Кантемиров. Зеваки, собравшиеся посмотреть на съемки, стали возмущаться: «Что ж вы делаете? Жалко». На что Бондарчук только отмахнулся — животные все равно шли на убой. Так хоть послужили искусству.

Собственно, травм на съемках хватало всем: близлежащие госпитали и больницы были переполнены: актеры падали с лошадей, травмировались в «боях». К слову, после множества изнурительных дублей, отснятых на жаре, статисты вполне могли счесть больничный режим заслуженным отдыхом.

— Бывали дни, когда нам приходилось ходить в атаку на французов по 10-12 раз, и это притом что стояла тридцатиградусная жара, воздух настолько был пропитан пылью и дымом, что глаза слезились беспрестанно… Через несколько дней мы поняли, что, только будучи сраженным на поле боя, можно отдохнуть… Поэтому убитых назначали по очереди, — вспоминал один из участников массовки.

Словом, это было трудно

Те, кто побывал на съемках «Войны и мира», уже не могли остаться прежними. Но в конечном итоге, усилия людей окупились. Фильм был прекрасно принят зрителями во всем мире.

Получил «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Навсегда обогатил историю кинематографа выдающимися режиссерскими и операторскими находками. Да и свой бюджет окупил. В год выхода картины в советском прокате она собрала 58 миллионов рублей.

А мы, зрители, получили массу эстетических впечатлений: например, Вячеслав Тихонов, безусловно, самый красивый Андрей Болконский из всех. А тот эпизод, когда юная Наташа Ростова грустит на балу, потому что никто не приглашает ее на танец… И бальная зала мутнеет и расплывается перед ее глазами от не пролитых слез… Ради таких моментов и стоит смотреть кино..

Оцените статью
Балерин снимать не хотел, а Тихонова ему навязали. «Война и мир» Бондарчука
«И это всё о нем». Когда играют таланты, время отступает