Бедные лошади, навязанный Тихонов и шутка Шолохова: как Бондарчук «Войну и мир» снимал

— Этот роман с пола трудно поднять, не то, что экранизировать, — сказал писатель Михаил Шолохов Сергею Бондарчуку, когда тот принялся за работу над «Войной и миром».

Бюджет на съемки выделили большой, и Сергей Федорович с творческим воодушевлением приступил к съемкам. Для проведения фотопроб режиссер выстроил специальные декорации, чтобы каждый претендент на роль мог максимально войти в образ.

Вообще, ресурсов у Бондарчука было немало: для картины «Война и мир» по всему Советскому Союзу работали почти полсотни предприятий, где шили одежду и создавали реквизит. Режиссеру дали доступ к фондам 59 музеев. Для фильма по эскизам 19 века создали шикарный сервиз.

Интересный факт: консультантом по этикету Сергея Бондарчука на этом проекте выступила возлюбленная Александра Колчака Анна Книпер-Тимирева, образ которой через много лет в фильме «Адмирал» воссоздаст Елизавета Боярская. Она сыграл и небольшую роль зрелой дамы на первом балу Наташи Ростовой.

За спиной у Анны Васильевны было много лет лагерей. В эпоху оттепели женщине по ходатайству Дмитрия Шостаковича, Давида Ойстраха, Арама Хачатуряна дали персональную пенсию и позволили не только спокойно жить в Москве, но и заниматься искусством.

На съемках Бондарчук с коллегами изобрели немало оригинальных операторских решений. По признанию оператора проекта Анатолия Петрицкого, к нему позже обращались коллеги из других стран, в том числе, из Голливуда, с просьбой проконсультировать их.

Сергей Федорович крайне бережно обращался с литературным материалом Льва Толстого. При этом, часть критиков и зрителей остались недовольны подбором актеров на роли из-за их несоответствия возрасту и внешнему виду героев. Больше всего претензий было к самому Бондарчуку, который сыграл 20-летнего Пьера, хотя самому режиссеру на тот момент было уже за 40.

Старше своих лет выглядит Элен, сыгранную супругой режиссера Ириной Скобцевой. Вспомните кутежи Долохова и Курагина, когда на экране веселятся взрослые дядьки, а не юноши.

Режиссер признавался, что Вячеслава Тихонова на роль князя Болконского ему навязали, сам он собирался отдать роль Иннокентию Смоктуновскому, но по воле главы минкульта Екатерины Фурцевой пришлось взять Вячеслава Васильевича, чем Сергей Федорович был сильно недоволен.

Тихонову эта роль далась непросто. Он чувствовал неприязнь к себе, сомневался, что справится с ролью, и даже собирался навсегда уйти из профессии, впав в депрессию.

Вернул актера в профессию режиссер Станислав Ростоцкий, уговорив Тихонова сняться в фильме «Доживем до понедельника».

Что касается Бондарчука, то он потратил на съемки огромное количество сил и здоровья. Он пережил во время работы инфаркт, с премьеры первой серии режиссера увезли с сердечным приступом в состоянии клинической смерти. После окончания съемок он был седым человеком.

Режиссер был очень строг к актерам, но больше всего досталось не им, а животным. Так, в эпизоде, где конница падает с обрыва, снималась вживую. С мясокомбината поставили партию лошадей, которые и падали вниз.

Усилия, длиной в несколько лет, были оправданы. «Война и мир» стал первым советским фильмом, получившим «Оскар» в категории лучший фильм на иностранном языке. Картина стала классикой мирового кино. В советском прокате творение Сергея Бондарчука собрало 58 миллионов рублей.

Оцените статью
Бедные лошади, навязанный Тихонов и шутка Шолохова: как Бондарчук «Войну и мир» снимал
«Облако-рай» — один из последних шедевров советского кино