Авторы явно замахивались на создание фильма-катастрофы, но получился скорей фильм-предупреждение о том, что горы не любят шутить и могут отомстить
(и даже главный герой, давно работающий в горах, говорит, что ему вершины кажутся живыми).
В основе сценария Игоря Фёдорова повесть Владимира Санина. Повесть «Белое проклятье» появилась в 1984 году и почти сразу её заинтересовались кинематографисты. Произведения Владимира Санина уже экранизировали, но зрители отмечали, что
полноценно передать сюжеты Санина у киношников не получается — слишком уже колоритен стиль писателя, слишком много в его книгах эмоций и вторых планов, которые сложно показать вместить в кадр.
Режиссёром назначили Николая Ковальского, самой громкой работой которого уже много лет остаётся симпатичная комедийно-музыкальная мелодрама «Только в мюзик-холле» (1984). Для Ковальского «Белое проклятье» стало точкой в карьере, больше он ничего не снимал, хотя и непонятно, по какой причине.
Итак, по сюжету на популярном горнолыжном курорте отдыхают туристы. Люди не только катаются на лыжах, но и веселятся в ресторане и на дискотеке (кстати, в картине много песен восьмидесятых, которые многие наверняка и сегодня помнят). Туристы наслаждаются природой и спортом, однако
Максим Уваров, начальник противолавинной службы, насторожен: он проводит обследование окрестностей и понимает. что есть опасность схода лавины.
Помогают ему в том коллеги, в том числе недавно прибывший на курорт молодой гляциолог Стёпа Гвоздь. Туристов просят оставаться в гостинице, часть из них эвакуируют, но группа молодых людей, которыми верховодит бойкая и красивая девушка Катя, моментально влюбляющая в себя мужчин, отказывается подчиняться.
Ребята забираются на склад, скручивают дежурного, берут оборудование и отправляются на трассу.
Вскоре, как и предсказывал Максим Уваров, сходит лавина.
На роль Максима Уварова утвердили одного из самых знаменитых эстонцев советского кино Лембита Ульфсака, зрителям прекрасно знакомого и любимого правда, голоса его в картине нет — озвучил Ульфсака коллега Юрий Беляев).
Роль Кати получила настоящая звезда восьмидесятых, которая, как и её героиня, не на шутку волновала мужские сердца, — Александра Аасмяэ (Яковлева). Александра всерьёз занялась горными лыжами, готовясь к съёмкам, и такой тщательный подход вообще ей был свойственен: например, при подготовке к ролью в фильме «Парашютисты» (1985) актриса научилась прыгать с парашютом и снималась в непростых сценах без дублёрши.
В роли Гвоздя появился актёр Виктор Бычков.
У него в активе было уже с десяток картин, но они прошли почти незамеченными. Да и позже Бычкову будут доставаться роли не особо яркие, слава настигнет его лишь в девяностые с выходом комедии «Особенности национальной охоты» (1995) и её продолжений.
В других ролях Лариса Гузеева (врач) и Любовь Малиновская (чрезмерно заботливая мама Уварова). Эпизодические персонажи достались Игорю Дмитриеву, который предстал туристом-немцем, и Геннадию Нилову (отдыхающий чиновник Петухов).
Для Геннадия Нилова звёздным часом стала комедия «Три плюс два» (1963), она же и поныне остаётся его визитной карточкой. К сожалению, больше настолько громких ролей у актёра не случилось, уже больше тридцати лет актёр вовсе не снимается в кино.
Малоприятную супругу Петухова, которая в ходе эвакуации прикинулась лежачей больной, сыграла Анна Твеленёва. У Анны, как и у Геннадия Нилова, тоже фактически одна по-настоящему заметная и эффектная роль — в драме «Я буду ждать …» (1979).
При этом в фильмографии у неё десятки ролей, но всё это большей частью героини второстепенные и эпизодические. До последних лет актриса активно снималась в кино и на тв.
На съёмки группа отправилась туда, где находились герои Владимира Санина — в Приэльбрусье,
так что зрители могут наблюдать красиво снятые горные вершины и собственно курорт, где веселятся отдыхающие.
Кстати, одним из консультантов «Белого проклятья» был знаменитый альпинист Михаил Бобров, который в годы войны воевал на Кавказе и обучал там военных альпинистов. Накануне шестидесятилетия Михаил Бобров сделал неординарный шаг и пришёл в кино, став постановщиком трюков.
Именно благодаря ему в «Белом проклятье» и появились пугающие кадры схода лавин.
Вышедший на экраны фильм фурора не произвёл. Скорее всего потому, что не оправдывал ожидания зрителей:
аудитории хотелось видеть напряжённую драму, а её на экране как раз не оказалось. Создатели показали повседневную работу противолавинной службы, но не саму катастрофу, а именно она могла бы привлечь внимание к ленте.
Критики тоже были сдержаны, отмечая, что «Белое проклятье», которое могло бы претендовать на приключенческий жанр, в итоге оказалось мелодрамой, где акцент сделан на легкомысленное отношение людей к возможному стихийному бедствие, а не на собственно бедствие.
Ленте не хватило напора, драматизма, накала, зрелищности, и результатом стало отсутствие зрительского интереса. Сейчас о фильме почти не помнят, несмотря на участие известных исполнителей.