Именно это является основной идеей ленты «Старая, старая сказка». Картина снята таким образом, что подойдет для просмотра людям всех возрастов.
Дети увидят лишь добрую сказку, тогда как внимательные взрослые смогут рассмотреть множество иносказательных моментов.
За сценарий отвечали Валерий Фрид и Юлий Дунский — люди с тяжелой судьбой. В середине 40-х будущих писателей отправили в сталинские лагеря.
Именно там они научились писать на «эзоповом языке», умело маскируя свои истинные идеи.
Фильм просто изобилует намеками авторов. Многие, работавшие над картиной, были уверены — цензоры подобного не пропустят, и фильм отправится на полку.
Благо наверху посчитали, что глупо подвергать цензуре творчество Ханса Кристиана Андерсена, по работам которого и писался сценарий. Хотя по факту его сказки были предлогом для импровизации.
Переносить на экран сценарий Фрида и Дунского взялась Надежда Кошеверова. Она работала на «Ленфильме» с 1929-го года.
На момент съемок «Старой, старой сказки» ей было 67 лет. Поразительно, но Кошеверова проработала еще 20 лет, поставив семь фильмов.
Надежда Николаевна заприметила Олега Даля когда тот был еще студентом. Она предлагала ему роли, но молодому актеру запрещали сниматься в кино.
Обычная практика для театральных вузов. К концу 60-х Даль сформировался как полноценный актер и принял предложение Кошеверовой.
Олег Иванович превысил всевозможные ожидания режиссера. Он умело подстраивался под сценарий и занимался импровизацией, которая смотрелась максимально лаконично.
А вот с исполнительницей главной женской роли возникли проблемы. Ни одна из многочисленных претенденток не смотрелась убедительно.
В какой-то момент решили обратить внимание на Марину Неелову. Она никогда не снималась в кино, не умела держаться перед камерой и чрезмерно волновалась.
Ассистент режиссера воспользовался психологическим трюком и попросил Неелову прямо сейчас сделать выбор: либо закончить с кинематографом даже не начав, либо показать весь свой актерский талант.
В этот момент Марину Мстиславовну с головой поглотил страх. В итоге вместо хорошей актерской игры она показала что-то несуразное. После увиденного Олег Даль заявил:
— «Можете брать кого угодно, только не эту…»
Худсовет также оказался против кандидатуры Нееловой.
Молодая актриса была в шаге от вылета из фильма, если бы не вмешательство Даля, который неожиданно изменил свою позицию и поставил ультиматум: если выгонят Неелову, он откажется сниматься.
Однако существует и другая версия, по которой Кошеверова отказывалась снимать без участия Нееловой. В любом случае художественный совет «Ленфильма» не стал спорить и отступил.
Накануне первого съемочного дня Кошеверова подошла к Нееловой и сказала: — «Не вздумай влюбиться в Даля». Марина была удивлена услышанным и про себя подумала: — «Да в кого там влюбляться, маленький, щупленький…»
Все изменилось после более близкого знакомства. Неелова увидела его голубые глаза и не смогла устоять. По словам Марины, в него невозможно было не влюбиться.
На протяжении всего съемочного процесса Даль помогал раскрыть ей актерский потенциал. Вскоре рабочие отношения планомерно переросли в личные.
И кто знает, чем могла закончиться любовная история, если бы не своенравный характер Олега Ивановича, из-за которого роман прекратился сразу после окончания съемок.