Порой герои существуют в фильмах «на птичьих правах». То есть они там действуют – но, если бы их в сюжете не было, ровным счетом ничего не изменилось бы. Их пару реплик и телодвижений могли бы взять на себя другие персонажи.
А бывает даже, что такие герои занимают на страницах или в киноленте довольно много места – но их с полным правом можно назвать бесполезными, даже лишними. Ну, или с почти полным правом…
Не путать с лишними людьми в стиле Евгения Онегина и Григория Печорина.
Не верите? Давайте рассмотрим 6 примеров всем вам известных героев в знаменитых фильмах.
1.
Во многих детективах Агаты Кристи об Эркюле Пуаро и в их экранизациях есть такой герой, как помощник этого сыщика – капитан Гастингс. Сам по себе он позитивен, симпатичен, бесстрашен, надежен и проч. Но убери его из сюжета – и особых лакун не образуется.
Зачем Пуаро нужен Гастингс?
Особой практической пользы в сыскном деле от него нет.
Вспомним хоть сюжет «Опасность в доме на окраине» в сериале «Пуаро Агаты Кристи» (по книге «Загадка Эндхауза»). Когда наш капитан приводит свои догадки о том, кто преступник, Пуаро говорит ему: «Вы всегда так влияете на меня…» И когда его помощник расплывается в довольной улыбке, сыщик заканчивает фразу: «Вы всегда выходите на ошибочный след. Вот и сейчас вы так защищаете мистера такого-то, что я уже готов подозревать его в преступлении».
Вот вам и польза!
А в детективе «Дама под вуалью» (из сборника «Ранние дела Пуаро») сыщик говорит, что компрометирующие письма в доме вымогателя надо искать на кухне. Гастингс удивлен: мол, ведь на кухне постоянно толчется много прислуги. Но вдохновленный сыщик радуется: «Вот именно, так подумали бы 99 людей из 100», – и бежит на кухню… где и находит нужные письма.
Словом, что бы ни говорил помощник сыщика – всё и всегда мимо.
Так зачем он нужен?
Может, капитан нужен пожилому сыщику просто как телохранитель?
Но за множество приключений мы видим совсем мало случаев, когда Пуаро надо защищать. Да и высокое самомнение усатого бельгийца не позволяет ему считать себя уязвимым хоть в чем-то… а потому ему наверняка даже в голову не приходит, что ему нужен секьюрити.
Между прочим, когда в той же «Даме под вуалью», когда эта парочка находит письма и вдруг их застукивает полиция, обвиняя в проникновении в чужой дом, бравый наш капитан вместе с письмами убегает, разбив окно и оставив Пуаро одного объясняться со стражами порядка.
Да, конечно, после этого Гастингс на свободе звонит другу – инспектору Джеппу, и тот освобождает Пуаро из камеры, куда того посадили как взломщика. Но и без этого вмешательства полицейские выпустили бы Пуаро: стали бы проверять документы, поняли, что он известный сыщик…
Словом, опять наш капитан не на самой высоте.
2.
По аналогии с Гастингсоном напрашивается доктор Ватсон из приключений Шерлока Холмса. Можно ли доктора назвать бесполезным, как вы считаете?
На мой взгляд, Ватсон более полезен, чем Гастингс.
И суть не только в том, что Ватсон берет на себя обязанность биографа Холмса. Он более активно участвует в расследованиях, не ограничиваясь раздуванием щек и «глубокомысленными» репликами наподобие «запутанное дело, оно не выходит у меня из головы».
Впрочем, Холмс так же, как Пуаро, не слишком «эксплуатирует» серые клеточки друга.
Например, в «Собаке Баскервилей» Ватсон какое-то время собирает сведения у местных жителей. Но потом оказывается, что его достижения ограничиваются главным образом литературным талантом, который хвалит Холмс, собиравший информацию по делу самостоятельно.
Конечно, опрашивая аборигенов, Ватсон наталкивается на несколько важных фактов. Допустим, Степлтон в личной беседе проговаривается, что ранее работал в школе. Однако и без этого Холмс мог бы дойти до таких данных – пусть чуть более кружным путем, но все же…
Многие читатели и зрители уверены, что Ватсон и Гастингс нужны Холмсу и Пуаро сугубо как товарищи по приключениям и размышлениям. Ну, чтоб было не скучно распутывать дела, можно было перед кем-то высказаться и тем самым прийти к выводам.
Но и Холмс, и Пуаро, в разное время вполне достойно разгадывают головоломки с другими компаньонами. Так, в «Родосском треугольнике» бельгийский сыщик расследует дело в сотрудничестве с приятной туристкой.
3.
Еще более бесполезна мисс Лемон – секретарь Пуаро. В книгах Агаты Кристи она упоминается нечасто. В сериале же с Дэвидом Суше эта героиня встречается почти в каждой серии.
Она выполняет совсем мелкие поручения. Ее вполне можно заменить кем-то вроде мальчишек-беспризорников, чьими услугами изредка пользовался Холмс. И ведь Пуаро мог бы поступать так же.
Однако в сериале о Пуаро мисс Лемон получилась совершенная шарман, и это примиряет с ее там участием.
4.
Если вы родились в прошлом веке, то не могли пройти мимо фильма экранизации братьев Стругацких «Чародеи». И вы помните героиню, чье участие не играет ровным счетом никакой роли: сестра Иванушки – Нина.
Всё, что она там делает, вполне могли бы сделать другие герои. А без каких-то ее действий и реплик можно было бы обойтись вовсе.
Впрочем, девочка вносит в фильм свое обаяние и расширяет целевую группу зрителей – ее присутствие позволяет с полным правом назвать комедию семейной. Да и в целом кино очень и очень неплохое.
5.
А теперь переместимся в Голливуд и вспомним свиту Морфеуса в первой «Матрице». Была там блондинка в белом костюме, когда остальная компашка вся щеголяла в черном. Наверняка многие зрители забыли ее участие в сюжете, а уж ее имя – и подавно.
Так вот зачем она была нужна – неясно. Просто чтоб эффектно упасть, когда злой герой начал отключать всех из свиты Морфеуса по одному от «питания»?..
6.
И вновь назовем советские комедии. Многие могут сказать, что в «Иронию судьбы…» совсем необязательно было вводить друга Жени – Сашу. Вот вы сразу вспомнили, кто это такой? А это персонаж, сыгранный Александром Белявским.
Чтоб состоялся сюжет, достаточно было одного друга Жени – Павла в исполнении Александра Ширвиндта.
Можно было оставить и Георгия Буркова в роли Миши – ведь это именно он ловким движением руки мысли направил Женю в Ленинград.
А вот Фокс Саша там не пришей кобы… э… в общем, немножко не нужен.
Так зачем вводить в сюжет бесполезных героев?
1. Вывод главный.
Эти герои помогают лучше высветить характеры главных персонажей. Например, Гастингс не самый далекий тип, и на его фоне Пуаро еще более эффектен в своих умозаключениях.
И доп. выводы.
2. Герои могут играть декоративную роль. Так, в экранизации Ирвина Шоу «Богач, бедняк» театральный режиссер учит актрису всего 1 раз за весь спектакль пройтись по сцене, зато так, чтоб каждый мужчина, сидящий в зале, ее захотел…
Одежды на этой актрисе по сюжету нет.
3. Лишние персонажи нередко вводятся в сюжет намеренно, чтоб отвлекать на себя внимание. Вспомним хоть пресловутых садовников и дворецких, которых в детективах постоянно подозревают во всех тяжких.
Не избежал этой участи и Бэрримор в уже упомянутой «Собаке Баскервилей».
4. Наконец, эти герои просто могут быть введены автором по… мягко говоря, по его невнимательности. Ну, или по недомыслию..