«Бессонная ночь» — красивый Юрий Соломин, невеста-фифа и портовые краны

Есть фильмы, которые интересны хотя бы потому, что в них сыграл будущий великий актёр. А тут он ещё молод, хорош собой, и ему всё внове. Итак, «Бессонная ночь» (1960) – дебют Юрия Соломина, который здесь ошеломляюще красив.

В этой ленте вообще много привлекательных лиц – юных и не очень. Допустим, в роли отца главного героя – Евгений Самойлов. О чём фильм? Производственная мелодрама, то есть много «железа» и немножко любви. Причём, то железо вообще не мешает, но помогает.

«Бессонную ночь» в год выпуска поругивали за вторичность и ещё ряд огрехов, но меня заинтересовала именно вторичность – в этом сюжете есть почти всё, что вы хотели бы знать о фильмах Оттепели. Так, он похож и на «Разные судьбы» (1956), и на «В добрый час» (1956), и на «Высоту» (1957).

Короче, представитель «золотой молодёжи», ленинградец Павел Кауров (Юрий Соломин) едет по распределению в восточносибирский портовый город Сибирск — роль того города блестяще сыграла Пермь. Причём, парнишка едет с воодушевлением.

Да, каковы признаки «золотого» статуса? Отец-большой начальник, у него автомашина с водителем, а ещё у Кауровых – громадная, отдельная квартира в Ленинграде, что уже показатель, ибо жилищная проблема в Питере была ещё более острой, чем в Москве.

Тут узнаётся «В добрый час», где показано, что не все мажоры – непременно плесень, да и матушку играет всё та же актриса – Людмила Чернышёва, только здесь она – положительная. Кроме того, у Павла есть хорошенькая, модная невеста – Нина Полонская (Маргарита Володина).

В советской литературе и в киноискусстве долгое время бытовал маркер – если девушка одета стильно, да ещё и юбка в обтяжку, а всё это в сочетании с фамилией, оканчивающейся на «-ская» — это не лучший признак. Ещё бы назвали её Нинон или Нелли — совсем была бы лепота. Кто же она? Учится на архитектора.

К слову, в хрущёвскую эпоху это был тоже некий «звоночек» — тогда было мнение, что архитектура – это …дорогостоящая ахинея и разные там финтифлюшки, а современные кварталы должны создавать инженеры-строители по принципу «дёшево-удобно-быстро».

Тогда был даже своеобразный конфликт (спор, дискуссия, соперничество) между МАРХИ и МИСИ – одним из самых популярных вузов Оттепели. Так что, сделав мадемуазель Полонскую ещё и дипломированным зодчим, авторы поставили очередную одну точечку над i.

Пришла такая богиня градостроения, одетая в духе Dior – ещё и перчаточки, сумочка и туфли красного цвета. На контрасте с Ниной – подруга детства Павла, скромная и тоже миловидная Аннушка (Джемма Осмоловская). Она влюблена в Каурова, но он её не замечает.

О, да, всё это напоминает «Разные судьбы», где капризная красавица противопоставлена не менее симпатичной скромнице, но герой обожает первую. Потом Нина прибывает к Павлу в Сибирск, где живут её приятели – брат и сестра Петунины (Александр Граве и Луиза Кошукова), этакие образованные мещане, тоже связанные с архитектурой.

Там ещё один маячок – у Петуниных на стене висит репродукция картины Амедео Модильяни, которого в СССР-1960 официально не жаловали, считая «мазнёй». Пройдёт не так уж много времени, и в «Служебном романе» (1977) всё тот же Модильяни будет «положительным» маркером в квартире Людмилы Калугиной.

Да, вернёмся к фабуле! Невеста категорически не хочет жить в новостройке у Павла, и остаётся у Петуниных в уютном доме, выстроенном по индивидуальному проекту — там всё удобное и продуманное. Правильно не остаётся – негоже девушке ночевать у парня, даже и за ширмочкой, так они пока не женаты.

Но нам транслируют, что Полонская пренебрегла спартанским жилищем своего жениха. Параллельно с этим развивается карьера Павла – ему поручено руководить портовыми крановщиками. Поначалу он терпит фиаско, однако, благодаря знаниям, самоотверженности и уважению к людям становится уважаемым человеком.

Элементы фильма-катастрофы (sic!), где надо срочно спасать погибающее оборудование, чтобы уложиться в сроки – это прямо из «Высоты». Что характерно, здесь играют два актёра из неё же – Геннадий Карнович-Валуа и Леонид Чубаров.

Потом в Сибирск приезжает и Аннушка – на неё снова ноль внимания. Она представляется сестрой Павла, хозяйничает в его квартире, но так и не заслуживает никаких ответных чувств. В финале та Нина выходит замуж за Петунина, разумеется, без любви. Что в этом фильме правильно и жизненно?

Аннушка уезжает обратно в Ленинград, ибо понимает, что её всё равно не полюбят. Она – девушка из так называемой «френд-зоны». В аналогичных «Разных судьбах» упорная Соня Орлова всё-таки женит на себе того, кто всё равно будет любить не её. А она станет ждать ответную любовь — из года в год. А это не работает!

Чем заканчивается? Эффектной сценой — Павел идёт на работу в компании верных товарищей. У него всё получится – и жену себе найдёт. Полонская со своим унылым мужем и его сестрицей будет несчастна — и уже такова! Аннушка встретит мужчину, который оценит её качества. Оптимистично!

Оцените статью
«Бессонная ночь» — красивый Юрий Соломин, невеста-фифа и портовые краны
«Есть только миг»: как непросто создавали музыку к фильму «Земля Санникова» и почему вместо Высоцкого над ней работал Зацепин