Без права на ошибку: как Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский Деточкина создавали

За долгую карьеру в кинематографе Эльдар Александрович Рязанов успел поработать над пьесами и сценариями с Григорием Гориным, Владимиром Войновичем, Людмилой Разумовской и Генриеттой Альтман.

Но больше всего Рязанов сочинил вместе с Эмилем Брагинским. Они создали не только киносценарии, но и повести, и комедии для сцены.

Как рассказывал Эльдар Рязанов, он и Брагинский подолгу сидели, вспоминали случаи из жизни, и за день могли придумать несколько оригинальных сюжетов, большая часть которых они сразу браковали.

Причины были разными: то, что нравилось одному, не нравилось другому; кто-то что-то подобное уже издавал; также разные замыслы губила самоцензура.

Когда авторы останавливаются на одном сюжете, десятки других, проговоренных до этого, отброшены прочь. Иногда сюжет выдумается за несколько дней, а иногда на это уходит несколько месяцев.

— Этап этот абсолютно неуправляем. Это момент особой ответственности, потому что, когда мы берем за основу определенную интригу, то обрекаем себя на несколько месяцев труда.

В случае ошибки все это время будет потрачено впустую, что недопустимо, — рассказывал Эльдар Рязанов.

Как же создается сценарий?

В качестве примера режиссер и сценарист привел в пример историю поиска сюжета, которая легла в основу фильма «Берегись автомобиля».

Эта история о человеке, который угоняет автомобили у людей, которые зарабатывают нечестно, а потом отдает деньги в детские дома, Рязанов и Брагинский услышали в нескольких городах – Москве, Ленинграде и Одессе.

Причем, жители каждого из городов утверждали, что этот человек орудовал именно в их городе. Говорили даже, что об этом человеке писали в газете.

— Эта история зацепила нас, мы решили остановиться на ней. Но для начала нужно было убедиться в ее правдивости.

В газетах мы ничего не нашли, и обратились в юридические учреждения, но подобного дела там тоже не обнаружили. Через несколько месяцев мы поняли, что эта история выдумана, — вспоминал Эльдар Александрович.

Однако авторы решили не отказываться от идеи снять фильм про такого человека. Так в основу фильма «Берегись автомобиля» вместо реальной истории легла легенда.

И тут возник второй вопрос: в какое русло направить сюжет будущей киноленты? Понятно, что это будет комедия, но ведь и она может быть разной.

Сначала пришла идея сделать ее в жанре вестерна – погони, трюки, динамика, а в центре сюжета – современный Робин Гуд.

Но вестерн не предполагал глубоких характеров, так как в таком фильме могли быть только плохие и хорошие герои.

Но Рязанов и Брагинский хотели взвесить общечеловеческие категории добра, зла, благородства и подлости. Поэтому сюжет должен был быть сложным, где главный герой по сути честный человек, а по форме – жулик.

Другой герой – на первый взгляд благородный человек, но по сути – спекулянт. А следователь, которому полагается быть решительным, позволяет себе человеческие слабости, оказывается сговорчивым и человечным.

Таких сложных характеров в киноленте немало.

Но больше всего хлопот авторам фильма «Берегись автомобиля» доставил главный герой. Они не хотели его представлять благородным разбойником, этого героя пришлось изобретать с нуля.

Получился большой и чистосердечный ребенок, который на этот мир светлым и искренним взглядом. У него даже фамилия говорящая – Деточкин. Главный герой – фигура условная, но вызывает реальные жизненные ассоциации.

Несколько месяцев кропотливой работы и сценарий Рязанова и Брагинского был готов.

Но редакторам Кинокомитета он не понравился. Чиновники принимали фигуру Деточкина, но решительно не понимали, зачем ему нужно было воровать автомобили.

Лучше было бы, если бы он сообщал о нечистых на руку дельцах в органы правопорядка.

Рукопись вызвала недоумение и недовольство, но старт работе над фильмом все-таки был дан. Начались кинопробы, уговоры Юрия Никулина и Иннокентия Смоктуновского сыграть в киноленте. Но это уже совсем другая история.

Оцените статью
Без права на ошибку: как Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский Деточкина создавали
«Бандитский Петербург»: неприкрытая правда о «лихих 90-х» или романтизация преступников? Интересные факты о культовом сериале