«Безымянная звезда»: а если бы Мона осталась?

Я уже писала о своем любимом фильме «Безымянная звезда», снятом Михаилом Козаковым в конце 70-х по пьесе румынского драматурга Михаила Себастьяна.

И все же не дает мне покоя вопрос: «А что бы было с Моной, если б она осталась там, в захолустном городишке подле симпатичного, но практически нищего учителя космографии, Марина Мирою?».

Вопрос этот вовсе не праздный, а основополагающий. Для понимания персонажей и идеи фильма.

Вы же помните, в состоянии какого духовного смятения пребывала Мона после той, воистину, звездной ночи с романтичным Марином?

Собственно, Мона стояла на перепутье, как тот богатырь у знаменитого камня. И, в общем-то, Мона была готова остаться в глухой провинции, в Богом забытом городке, «где нет воды, темно и даже не останавливаются скорые поезда», и царят обывательские нравы, а жизнь убога и скудна.

Но все это затмила внезапно вспыхнувшая любовь к необыкновенному человеку, служителю звездного неба.

Да, Мона вполне могла бы остаться. Если б не отыскавший ее богатый и циничный Григ. Вернее даже не он сам, а его риторический талант. Приведенные им доводы и аргументы. Железные. Против которых нечего возразить.

А вот сама Мона силой убеждения не отличается. И, вообще, барышня она отнюдь не сильного характера. Да и не блестящего ума. Поэтому и позволяет себя убедить.

А вот душа у Моны есть. Тонко чувствующая, романтическая душа. Потому и уезжает Мона с разбитым сердцем…

А вот, если все-таки представить, что Мона проявляет характер, не покоряется настойчивости Грига и остается с Марином?

Вовсе не фантастическая ситуация. Вполне такое могло случиться.

А вышло бы следующее.

Прожила бы Мона со своим возлюбленным звездочетом, окутанная флером золотистой романтики, примерно год. А потом, как и предрекал прозорливый Григ, все прошло бы. Чувства бы испарились. Ощущение прекрасной сказки растаяло бы. Наступила бы зима, которая показалась бы не одной, а целой дюжиной зим. Как точно заметила мадемуазель Куку.

А все потому, что, как говорил поэт, «любовная лодка разбилась о быт». Привыкшей к орхидеям-фиалкам, «ванне с лавандой и температурой воды 36,6 °C — ни больше, ни меньше», дорогим нарядам, тонкому парфюму Моне опротивели бы до смерти и лейка вместо душа, и утка, раздавленная поездом, и, вообще, зеленая тоска уездного городишки….

Но вот досада. Возвращаться-то некуда. В шикарных апартаментах расчетливого Грига, наверняка, завелась уже другая барышня, посвежей и поавантажней. А сама по себе Мона ведь ничего не значит. Судя по высказываниям Грига о ней, стартового потенциала в ней и не было вовсе никогда. Похоже, она – девушка ниоткуда. Без собственных средств, без образования, без талантов.

Что с ней станется в таком случае, одному Богу ведомо.

Анастасия Вертинская блестяще сыграла Мону. Это, вообще, одна из ее лучших ролей.

А ведь вначале Михаил Козаков, режиссер фильма, предполагал взять на эту роль Марину Неелову. Но та, прочитав сценарий, честно призналась, что не понимает внутренний мир такой героини.

А вот Вертинская оказалась натурой более утонченной. Экстравагантные порывы Моны ей были близки. Может, еще и поэтому ей так удалась роль.

А, может, еще и потому, что во время съемок сама актриса была влюблена. Правда, не в романтического звездочета, а в светского денди. В Грига. Точнее, в игравшего его режиссера фильма – неотразимого и элегантного Михаила Козакова.

Как утверждают свидетели, на съемках «Безымянной звезды» между режиссером и актрисой буквально искры летали. Они скрывали свой роман от окружающих. Но когда между людьми подлинная страсть – это всегда видно…

«Козаков был без памяти от Насти Вертинской… Конечно, на площадке Миша с Настей старались не показывать своих чувств, но мы-то все видели и знали!… нерв в картине сумасшедший получился. Козаков любил и страшно ревновал Настю, как и его герой. Но до женитьбы их отношения так и не дошли, вскоре после съемок Миша с Настей расстались», – вспоминал Михаил Светин, воплотивший в «Безымянной звезде» образ смешного подкаблучника, начальника вокзала.

К слову сказать, и сам Григ мог быть другим. Всерьез рассматривались кандидатуры Родиона Нахапетова и Леонида Филатова.

Оцените статью
«Безымянная звезда»: а если бы Мона осталась?
Фразы киногероев Ивана Лапикова