Эта пьеса Оскара Уайльда экранизировалась пять раз, в том числе в СССР в 1980 году, а последней на данный момент стала американская экранизация 1999 года, в которой роль миссис Чивли сыграла Джулиана Мур. И сегодня я хочу сравнить два этих фильма.
Вы, наверное, ждете, что я буду ругать американскую версию и говорить, как у них все ужасно. А вот нет. Фильм вполне достойный, и я, возможно, пересматривала бы его иногда, если бы не одно но… Если бы не существовало нашей картины! Вот здесь надо просто в очередной раз восхититься нашим кинематографом. Если у американцев попадание в образы, дух и стиль процентов 80-85, то у наших все 200!
Почему-то именно Англия нашим кинематографистам всегда особенно удавалась. Ни США, ни Германия, ни Швейцария, ни Франция (хотя, Франция чуть-чуть получше), а именно Англия конца 18-начала 20 веков. Просто удивительно, как и почему. Может быть, где-то и случались косяки с криво сидящими костюмами или чисто русскими лицами, но вот стиль — настолько британский, что британистее не бывает.
Но начнем с актерского состава. Невероятно, но наши актеры выглядят большими британцами, чем настоящие британцы, сыгравшие в американской версии. Ну может быть, Яковлев не совсем вписывается в эту обойму, но вот, например, Эдуард Марцевич против Руперта Эверета (роль — лорд Горинг):
Эверет какой-то депрессивный, взгляд злой, он не вписывается в комедийность сюжета. И сравните с Марцевичем. В его взгляде ирония, проницательность, насмешка, ум и ощущение себя как человека, владеющего ситуацией. Он просто очарователен в своей светскости, в него легко можно влюбиться. Идеальный персонаж для комедии.
Лорд Чилтерн в исполнении Джереми Нортэма и Юрия Яковлева:
Оба хороши, но, когда говоришь о светском льве, да еще ведущем крупные политические и экономические игры, представляешь себе все-таки более старшего мужчину, нежели Нортэм, которому на момент выхода фильма было 38 лет, и в этом плане он безнадежно проигрывает 52-летнему Юрию Яковлеву.
Леди Чилтерн в исполнении Анны Твеленевой и Кейт Бланшетт:
Ну тут, честно говоря, обе хороши и каждая изумительно подходит своему партнеру. Австралийка Бланшетт выглядит более англичанистой, чем Твеленева. Бледная, некрасивая, рыжеволосая — типичная жительница британских островов. Вероятно, с ирландскими предками. Но я ее с трудом представляю рядом с актером типажа Яковлева. А вот Твеленева рядом с Нортэмом смотрелась бы, пожалуй, нормально.
Ну и наконец ключевая фигура во всей этой истории — миссис Чивли. В американском фильме ее играет Джулианна Мур, в нашем — Людмила Гурченко:
Джулианна Мур, конечно, хороша, и образ она создала неплохой, но! По сравнению с образом Чивли-Гурченко он недостаточно глубокий. Чивли-Мур обычная светская львица, рядовая интриганка и в чем-то она даже симпатичная и может вызвать сочувствие. Чивли-Гурченко настоящая cтeRва, циничная дRянь, в облике которой за роскошными нарядами и великосветскими манерами то и дело проглядывает вyльгapная баба, которая тем oтвpaтитeльней, чем богаче она одета и чем более знатную особу пытается изобразить. Образ, созданный ею, вызывает стойкое отвращение и презрение и ни грамма сочувствия. И именно вот это усиление образа, акцентуация на этих качествах миссис Чивли делают наш фильм таким ярким, таким экспрессивным, а конфликт в нем более острым: это не просто «ой, я денежки потеряю», это благородство против подлости, честность против мошенничества, неподкупность против продажности.
Теперь о сюжете. Наш фильм снят слово в слово по пьесе. Американцы многое переписали, передали реплики другим персонажам, добавили отсутствующих в пьесе сцен, например, разговор лорда Горинга и Роберта Чилтерна в бане, убрали из действующих лиц миссис Марчмонт и леди Бэзилдон, а самое главное, они сместили акцент с противостояния между лордом Горингом и миссис Чивли на противостояние между миссис Чивли и Робертом Чилтерном. От этого потеряла смысл ключевая сцена — история с уличением миссис Чивли в краже браслета. Потеряла настолько, что американцы просто выбросили ее из сюжета, а ведь она крайне важна! Она низводит блистательную миссис Чивли до уровня банальной воровки! Весь ее имидж светской львицы оказывается мыльным пузырем, именно на краже она и погорела, львица за пару минут превращается в дpaную кошку. Справедливость восторжествовала.
И вот поэтому наш фильм я пересматриваю регулярно и с удовольствием, а «ихний» — может быть, еще разочек и гляну.