У создателя фильма «Благословите женщину» режиссера Станислава Говорухина главная героиня, Вера, однозначно вызывает восхищение. Это чувствуется в каждом кадре.
Тот образ, который создала тогдашняя дебютантка, Светлана Ходченкова, умиляет и пленит многих до сих пор. Поэтому и фильм вот уже 20 лет так любят зрители. Да и на кинофестивалях в свое время он получил немало призов.
Действительно, как тут не восхищаться? Героиня киноленты «Благословите женщину» даже внешне необыкновенно притягательна. Настоящее воплощение юной русской женщины, волнующей, пленительной.
Кстати, первоначально Веру должна была сыграть актриса Мария Миронова. А дебютантка, Светлана Ходченкова, – ее младшую сестру. Но режиссер сразу понял, что только эта юная, неопытная актриса стопроцентно попадает в типаж героини его фильма. Между прочим, говорят, Станислав Говорухин был без ума от юной Ходченковой. Им даже приписывали роман.
А то, что вскоре после фильма Светлана Ходченкова в корне поменяла имидж: в угоду современным трендам превратилась в худощавую стервозную красотку, режиссер воспринял как личное оскорбление. Ведь он был влюблен именно в тот, мягкий и женственный образ….
Но не только в прелестной внешности героини фильма «Благословите женщину» дело. Вера прекрасна и душой. Она несет в себе то главное и ценное, за что привыкли возвеличивать русскую женщину. Самоотдачу, жертвенность, самозабвенное служение.
В первую очередь, конечно, любимому мужу, бравому полковнику Ларичеву.
Кстати, о Ларичеве. Актер Александр Балуев, прекрасно исполнивший роль военного сталинских времен, с самого начала представлял своего героя отрицательным персонажем. Так и играл. Вот только зрители (особенно зрительницы) восприняли это ровно наоборот: многие женщины просто были без ума от Ларичева, о чем и писали актеру.
Ларичев (он же – «Шунечка» в ласковом домашнем обращении Верочки) – еще тот тиран. Единственное право, которое он оставляет молодой жене –«право быть любимой». А вот с остальными правами все сложнее.
Ребенка родить Вера не может, потому что любимый муж запрещает. Вообще, душевно привязаться ни к кому она не смеет. Ларичев даже лишает ее возможности заботиться о своем сыне от первого брака.
Вера не имеет возможности иметь привязанности, даже крохотное личное пространство ей недоступно. Ее удел – домашнее хозяйство и забота о муже. Она должна полностью посвятить себя ему. Прямо, как во времена «Домостроя». Да уж, есть чем восхищаться… По крайней мере, Льву Николаевичу Толстому явно понравилось бы. Все помнят, что он, в конце концов, сделал со своей Наташей Ростовой.
Правда, появляется все же свет в конце тоннеля.
Когда умирает любимый Шунечка, Вера обретает самостоятельность: поступает на работу в гостиницу. И там уже в зрелом возрасте встречает наконец свое счастье в лице некоего Юрлова (его играет Александр Михайлов). И у них возникает большое и светлое взаимное чувство. Как в сказке.
На том заканчивается фильм. Зрители облегченно вздыхают. Некоторые плачут от умиления. А вот некоторых, меня, например, терзают смутные сомнения: а будет ли Вера счастлива?
Ведь новый ее избранник чем-то подозрительно напоминает умершего мужа. Уж очень гражданин Юрлов ведет себя по-хозяйски и уверенно по отношении к доброй, не утратившей наивность и душевную щедрость Верочке. Что же касается красивых ухаживаний, так и Ларичев с того начинал.
Ответ – в первоисточнике. Ведь фильм «Благословите женщину» снят по повести советской писательницы И. Грековой «Хозяйка гостиницы». И вот в этом произведении образ главной героини и ее жизнь куда реалистичней, чем показано в фильме Станислава Говорухина. Потому что счастливого финала в повести не предполагается. А все потому что поздний возлюбленный Веры оказывается тем еще хитрецом. Он кружит голову бедной женщине неземной любовью, а сам живет себе, поживает в большом городе. Лишь наведывается иногда к влюбленной и преданной Вере в глубинку.
В общем, вот такая она, получается, соломенная вдова. Но ей-то не привыкать. Потому что так решил мужчина. А она всегда следовала правилам мужского мира…
Если помните, фильм «Благословите женщину» предваряет посвящение: «Нашим мамам и бабушкам». Но мне кажется, что показанный в фильме типаж женщины не объясняется только трудной эпохой 30-50-х, в рамках которой разворачивается сюжет. Подобные история и подобные женщины случаются всегда. Даже в наше рациональное, феминизированное время.
А вот вызывают ли такие, как Вера, восхищение или сочувствие? Что ж, это каждый решает самостоятельно.