Боевик, в котором шпион на чёрном дельтаплане пересёк границу СССР

Более 20 миллионов зрителей посмотрели эту приключенческую историю в 1984 году. И вряд ли это удивительно:

фильмы про пограничников всегда были популярны в советском кино, на них выросло не одно поколение зрителей.

А в ленте «Приказано взять живым» (1984) показали ещё и погони, гонки на автомобилях и захватывающие трюки, так что вполне закономерно, что она вошла в список лидеров проката.

Режиссёр фильма Виктор Живолуб до работы над «Приказано взять живым» уже дважды обращался к теме охраны границ, сняв «Право на выстрел» (1981) и «Казачья застава» (1982). Он и позже будет работать в том же направлении, и всякий раз этот будут удачи, пусть и разного масштаба.

Сценарий написал писатель Александр Антокольский, в библиографии которого были повести и рассказы большей частью фантастические, но время от времени он создавал и авантюрные произведения.

Для кино Антокольский уже работал, причём первый его сценарий был посвящён пограничникам, но картина, снятая на киностудии «Таджикфильм», прорывом не стала. А вот вторая попытка, предпринятая Антокольским в том же направлении, принесла ему славу (конечно, не без помощи Виктора Живолуба и съёмочной группы).

По сюжету на заставу на границу Грузии и Турции прибывает новый молодой начальник Алексей Астахов. Алексей только-только женился на очаровательной москвичке Саше, которая приехала вместе с ним и пока ещё плохо представляет, что такое граница и жизнь в военном городке.

Однако другие обитатели погранзаставы уже давно обжились тут и живут обычной жизнью с учениями, ночными тревогами, задержаниями.

Алексей, в отличие от немного избалованной Саши, которой всё тут в новинку, к пограничному быту привычен: он вырос в семье военных, и когда-то именно в этих местах погиб его отец-пограничник. Несколько раз он с молодой женой навещает могилу отца, которого здесь до сих пор помнят.

Правда, на заставе пока ещё никто не знает, что за всеми, кто тут живёт и служит, с другой стороны ведут неустанную слежку, а все, казалось бы, малозначительные эпизоды со случайными переходами границы (то в руках пограничников оказывается мамаша с младенцем, то старик, которого считают погибшим ещё в войну) — это часть хитрой шпионской игры.

Апофеозом этой игры и станет таинственный ночной полёт западного диверсанта на чёрном дельтаплане.

Главной звездой фильма стала Александра Яковлева, тогда невероятно популярная. Она сыграла резкую Сашу Астахову, жену Алексея, любительницу отчаянных мотозаездов по окрестностям и учительницу.

Алексея Астахова сыграл Александр Аржиловский.

Выбор Виктора Живоглуба тут можно назвать спорным: предполагается, что

Алексей — молодой военный, возможно, даже недавно окончивший училище. Александру Аржиловскому, меж тем, было уже 36, и это заметно и внешне, и внутренне.

Коменданта Константина Гурова сыграл Константин Степанков, старшину заставы Михаила Рябоконя — Михаил Пуговкин,

его жену, местного фельдшера, Веру Рябоконь — Вера Васильева. В образе замполита Виктора Егорова — Виктор Незнанов. Вообще же нельзя не отметить, что имена почти всех персонажей совпадают с именами актёров вплоть до отчеств. Это любопытная задумка режиссёра, хоть и и никак не влияющая на сюжет, но и поныне остающаяся занятным фактом о фильме.

Также в фильме можно увидеть Ию Нинидзе, Галину Орлову, сыгравшую перебежчицу границы по фамилии Орлова, Александра Яковлева.

Ну а роль шпиона, того самого дельтапланериста, который ещё и отлично водит, владеет оружием и единоборствами, получил актёр рижского ТЮЗа Арнис Лицитис, который благодаря необычной внешности нередко играл отрицательных героев.

Кстати, Лицитис — один из немногих прибалтийских исполнителей, которые говорили почти без акцента, так что часто в фильмах он говорит своим голосом (но в «Приказано взять живым» его всё же переозвучил Виктор Рождественский).

Интересно, что картину, действие которой происходит на южной границе СССР, снимали в Крыму, в том числе в районе Севастополя.

Ещё более интересно, что авторы поблагодарили в титрах пограничников Западного военного округа, которые помогли им в работе над картиной.

Что же касается самого фильма, то он сразу же после премьеры стал киношлягером, на который зрители с удовольствием приходили повторно. 

Можно, конечно, разбирать ленту на части и копаться в недоделках (например, жаль, что не стали развивать тему использования технических средств для охраны границы), но лучше просто насладиться динамичным действием, пусть и слегка наивным по нынешним меркам и предсказуемым, на фоне великолепной природы.

Оцените статью
Боевик, в котором шпион на чёрном дельтаплане пересёк границу СССР
«Хочешь большой, но чистой любви?» Личные истории актёров магической картины