Почти полвека прошло с момента выхода «Большой перемены» — телефильма Алексея Коренева, который стал культовым в СССР. И до сих пор герои киноленты горячо любимы зрителями.
Много позже актриса Елена Коренева призналась, что отец предлагал ей роль Люси – подруги любителя танцев Генки Ляпишева.
Но она отказалась, так как не считала себя комедийной актрисой, к тому же ее молодой человек ревновал актрису к коллегам по съемкам. Вот и отказалась, а потом жалела, потому что и отца обидела, и возможность сняться в хорошем фильме потеряла.
Главную роль Нестора Петровича режиссер решил отдать уже известному на тот момент актеру Андрею Мягкову. Но тот выдвинул требование – нужна были роль для его супруги Анастасии Вознесенской.
Коренев пошел на принцип и отказал Мягкову, а на роль пригласил вполне серьезного актера Михаила Кононова.
Тот не спешил соглашаться, потому что до этого играл в серьезных фильмах «Андрей Рублев» и «Начальник Чукотки». А тут – сомнительная комедия с бредовым, как считал Кононов, сюжетом.
Кононов в итоге дал согласие, чтобы проверить себя – сможет он сыграть роль в этой «дурацкой комедии» или нет. На съемках он часто ругался с режиссером, отказываясь произносить нелепый текст, а два раза даже срывал съемки.
Потом уже режиссер понял, что ему для того, чтобы войти в раж, нужно поспорить с кем-нибудь. Пришлось смириться и терпеть неспокойный нрав актера.
Стоит обратить внимание на работу костюмеров телефильма «Большая перемена»: герой Александра Збруева хулиган Ганжа даже на заводе ходит не в спецовке, а в стильной замшевой куртке. Очень стильно выглядят и все девушки в фильме.
Во время съемок известный своей любвеобильностью Савелий Крамаров пытался ухаживать за своей коллегой Натальей Гвоздиковой. В газетах даже писали, что они встречаются.
Но сама актриса это отрицала: мол, да, ухаживал, на автомобиле подвозил, но на внимание актера Гвоздикова не ответила.
Также Крамаров пытался ухаживать за Ниной Масловой, хотя та только-только вышла замуж. Сама актриса говорит, что, если бы не замужество, то ответила бы на внимание известного актера.
Ганжу могли сыграть Станислав Садальский, Александр Филиппенко и Юрий Векслер. Векслер отказался сниматься после прочтения сценария и попросил свою супругу Светлану Крючкову завезти рукопись на киностудию.
Там молодая актриса столкнулась с режиссером Алексеем Кореневым и тот пригласил ее на пробы, а потом дал ей первую роль в кино – она сыграла учительницу литературы Светлану Афанасьевну, жену Ганжи.
«Большая перемена» должна была состоять из пяти серий. Но денег хватило только на четыре, поэтому пришлось закругляться и менять финал. Фильм заканчивается балом, но в начальном сценарии было прописано, что танцы следуют после спектакля, который поставила супруга Ганжи.
Играть должны были «Евгения Онегина», в котором главную роль играет Тихомин-Крамаров. У него тетка работает в местном драмтеатре, и она обещает помочь с костюмами, взамен на обещание, что Татьяну сыграет его возлюбленная Коровянская.
У нее ничего не получается, и за 15 минут до спектакля Коровянская сбегает, а единственным, кто знал текст, оказывается Нестор Петрович. Его гримируют, и в таком виде он появляется перед Крамаровым. Но финал в итоге вышел другой.
Откуда вообще взялся такой странный сюжет для телевизионного фильма «Большая перемена»?
В 50-е годы его придумал писатель Григорий Садовников и изложил в своей повести «Иду к людям». Автор год отработал в школе рабочей молодежи в Краснодаре. Из жизни он взял некоторые неосновные сюжеты.
Сначала фильм хотели назвать «Приключения школьного учителя», опубликовали об этом информацию в прессе.
Но со всей страны на киностудию прислали почти тысячу писем, где настоящие педагоги выражали большое недовольство по поводу сюжета и названия.
В итоге стали всей съемочной группой думать, как назвать фильм. Оператор Анатолий Мукасей предложил название «Большая перемена» и всем понравилось.