«Большая семья» — ей с ним было интересно, а он оказался фальшив

Вчера мы начали беседу о фильме Иосифа Хейфица «Большая семья» (1954), снятой по роману Всеволода Кочетова «Журбины». Обсуждали поведение Лиды, которая ушла от Виктора, ибо тот жил-горел исключительно работой, своими кораблями.

А что супруга? Она всегда оставалась на втором и даже на третьем-четвёртом плане. А её это не устраивало, и уход можно понять – ты либо смиряешься с таким положением, либо ищешь того, кто поставит на пьедестал Женщину, а не Дело.

Сегодня поговорим о другой паре – об Алексее Журбине (Алексей Баталов) и Кате Травниковой (Елена Добронравова). Здесь ещё более закручено, так как присутствует любовный треугольник. Но обо всём по порядку! Изначально Катя и Лёша – разного поля ягоды.

Он – сугубый работяга с семилеткой. Да, стахановец и лучший в своей профессии, но… когда девушка говорит с ним об исторических личностях, о своей страсти к науке, которой хотела бы заниматься, парень честно выдаёт, что ничего в этом не понимает.

Спорить о том, кто из них «лучше» — бессмысленно. Просто они разные. И да, Лёша реально влюблён, а Катя …ей просто нравится симпатичный парень из уважаемой семьи, известной всему городу. Об Алексее тоже пишут в газетах, он выступает на радио.

Прекрасно же! Но… о чём с ним говорить? И вот в жизни Кати появляется роковой мужчина – завклубом Вениамин Семёнович (Николай Гриценко). Я называю этот типаж «эффектный лузер», и Гриценко филигранно изображает сей замысловатый вариант хомо-сапиенса.

Артистизм и – непонятая, страждущая душа. Громкое враньё, которое наивная Катя принимает за чистую монету – дескать, Вениамин был знаком не только с авторами исторических монографий, но и со Станиславским, и с Маяковским. А сейчас… провинциальный клуб и тотальное забвение.

И Травниковой сделалось интересно – женщина любит ушами и неважно, что завклубом сильно старше. Впрочем, там и наружность выигрышная – аристократизм профиля и красивые пасы руками. По факту же Семёныч – банальный пошляк – в широком, чеховском смысле этого слова.

Выразительная деталь – он читает какую-то дореволюционную книжку о фаворитке Людовика XV и выдаёт Кате ценную информацию, что Помпадур была невысока ростом и потому носила высокий каблук. Вроде бы ничего ужасного, но такую ли историю хотела изучать Катерина?

Вениамин — поверхностен, ему нравятся салонные сплетни ушедших столетий, а не что-то грандиозное — то, о чём говорит его женщина. А её волнует Ричард III или книги по Золотой Орде академика Бориса Грекова. Но у завклубом — флёр интеллектуализма, коего так не хватает Алёшке.

И, разумеется, узнав, что ему предстоит счастливое отцовство, завклубом поспешно линяет, уволившись из клуба, где он был негодящим директором. А что же Алёша? Он принимает свою возлюбленную вместе с чужим ребёнком. Поступок благородный и …сложный для восприятия.

Катя после недолгого колебания соглашается – такое счастье мало, кому выпадает, в принципе. Журбин доказал, что всё ещё обожает заблудшую невесту — а он её реально прочил себе в жёны, ему и комнату дали в расчёте на будущее семейство…

Травникову принял и большой клан Журбиных — не ради неё самой, но ради Алёшки. В финальной сцене Катя идёт вместе со всеми Журбиными на праздник спуска корабля, названного в честь Матвея Журбина. Все счастливы и никто никого не попрекает. Это ли не достойный итог?

Но будет ли она любить того, кто пожертвовал для неё всем? Уважать, благодарить – безусловно. Однако не побежит ли она за очередным «интересным», который соврёт, что знал поэтов, художников и профессоров? Хотя, горькое материнство многому научило Катю.

Оцените статью
«Большая семья» — ей с ним было интересно, а он оказался фальшив
«Любовь и голуби». Людка не дочь Василия. Говорят, Надя гульнула?