Купающаяся в роскоши
Феодосия Морозова родилась в 1632 году в семье видного государственного деятеля, царского воеводы Прокофия Федоровича Соковнина. Девочка жила в атмосфере любви и обожания и буквально купалась в роскоши.
В 17 лет юная Феодосия была включена в штат придворных самой царицы — высочайшая милость по тем временам. В этом же возрасте девушку отдали замуж за царского спальника, родственника царя, боярина Глеба Ивановича Морозова, который был старше ее почти на 40 лет.
Молодая боярыня была человеком набожным, но далеко не фанатичным. Женщина любила деньги, роскошь. После смерти мужа и его еще более богатого бездетного брата, два огромных состояния достались сыну Феодосии, малолетнему Ивану Глебовичу.
Разумеется, распоряжалась деньгами Феодосия. По приказу боярыни Морозовых в селе Зюзино была построена огромная усадьба в западном стиле. По уровню комфорта и роскоши жизнь Феодосии Прокофьевны вполне могла посоперничать с царской:
«Дома прислуживало ей человек с триста. Крестьян было 8000; другов и сродников множество много; ездила она в дорогой карете, устроенной мозаикою и серебром, в шесть или двенадцать лошадей с гремячими цепями; за нею шло слуг, рабов и рабынь человек сто, оберегая её честь и здоровье».
У Романовых боярыню Морозову ценили и привечали. Царь Алексей Михайлович считал ее своей ближайшей и верной сторонницей. При дворе Морозова, несмотря на молодость, занимала чин верховной боярыни, который давался только после многих лет испытанной службы.
Крепость старой веры
Время правления Алексея Михайловича было временем церковного раскола в Русской православной церкви, связанного с реформами патриарха Никона. Помимо прочего, верующим предлагалось креститься тремя пальцами, а не двумя, как ранее. К Отцу и Сыну добавился Святой Дух — третья ипостась единого бога — Святой Троицы. Царь полностью поддерживал Никона и все решения поместных Московских соборов 1650-1680 годов.
Но многие люди, названные позднее старообрядцами, отказались принять новые правила. Уже на Московском соборе 1656 года противники реформы были объявлены еретиками и преданы анафеме. Царь Алексей Михайлович, как будто в насмешку прозванный Тишайшим, оказался к еретикам беспощаден. Гонения на старообрядцев приобрели невиданный размах и отличались большой жестокостью.
Одной из тех, кто отверг реформы Никона, оказалась и боярыня Морозова. 30-летняя вдова начала «усмирять плоть», носить власяницу, и креститься продолжала исключительно двумя пальцами. Кроме того, женщина состояла в обширной переписке со знаменитым лидером старообрядцев — протопопом Аввакумом. Аввакум в своих письмах упрекал боярыню, что та недостаточно усердно усмиряет свою плоть, живет роскошно, заглядывается на мужчин.
«Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия».
В данном отрывке протопоп призвал Морозову поступить также, как и преподобная Мастридия, лишившая себя зрения, дабы не ведать искушения.
Дом боярыни Морозовой стал своего рода приютом для староверов, подвергавшихся жестоким гонениям. Но Аввакуму и этого было мало: он сетовал, что богатая вдова недостаточно помогает «братьям во Христе»:
«Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морские малая капля».
Узнав, что боярыня Морозова отвергла «троеперстие», царь Алексей Михайлович сильно осерчал, но до поры до времени ограничивался относительно безобидными методами воздействия. Сначала по приказу государя Феодосию Прокофьевну умоляли одуматься ее ближайшие родственники. Видя, что эти меры не помогают, Алексей Михайлович распорядился изъять у вдовы ряд ее поместий.
Возможно, расправа над Морозовой была бы более спорой, если бы не заступничество царицы Марии Ильиничны, а также принадлежность женщины к древнему боярскому роду.
В 1670 году боярыня Морозова приняла монашеский постриг по старообрядческому канону — после этого путь назад ей был отрезан. Женщина перестала посещать официальные церковные мероприятия, в том числе, не присутствовала на венчании царя с Натальей Нарышкиной.
Гнев государя не знал границ. Сразу после венчания Алексей Михайлович отправил к вдове боярина Троекурова, потребовав от того принудить Морозову принять церковную реформу. Однако Троекуров вернулся ни с чем.
Царская кара
В ночь на 16 ноября 1679 года в дом боярыни Морозовой пришли посланники царя: несколько солдат, а также архимандрит Иоаким (будущий Патриарх) и думный дьяк Илларион (Иванов). Церковники допросили Феодосию Прокофьевну. Женщина отказалась встать с постели перед «никоновцами» и отвечала на вопросы лежа.
Допрос показал, что боярыня нисколько не раскаивается, напротив жестко стоит на еретических позициях. Архимандрит приказал заковать еретичку в кандалы. На следующий день, 17 ноября, после еще одного жесткого допроса, Феодосию Прокофьевну перевезли в Чудов монастырь, а оттуда — в Псково-Печерский монастырь.
Во время пребывания вдовы в заключении она узнала страшную новость о смерти ее сына Ивана. Что стало причиной гибели мальчика осталось неведомым.
Между тем, маховик насилия раскручивался. Сначала по распоряжению царя все имущество Морозовой было конфисковано — привыкшая к роскоши женщина стала беднее самой последней кухарки. В 1674 году Феодосию Прокофьевну подвергают пыткам на дыбе, требуя от нее отказаться от старой веры. Но Морозова отказалась.
После пыток боярыню должны были сжечь — костер уже полыхал во дворе монастыря. Однако вмешательство бояр, опасавшихся, что казнь женщины из древнего аристократического рода может дать нехороший сигнал черни, спасло Морозову.
Боярыню Морозову вместе с ее родной сестрой, княгиней Урусовой, отправили в город Боровск, где женщин заточили в земляную тюрьму. Последних слуг староверок — всего четырнадцать человек — загнали в деревянный сруб и сожгли.
11 сентября 1675 года княгиня Евдокия Урусова скончалась в земляной тюрьме от голода. Феодосия Прокофьевна продержалась дольше — она умерла от полного истощения 1 ноября 1675 года. Перед смертью женщина попросила тюремщиков выстирать ее рубаху, чтобы предстать перед Господом «в чистом».
Так закончилась жизнь женщины, которая ради своей веры была готова вытерпеть любые кары, принять саму смерть…