Была ли Харита Игнатьевна цыганкой?

Этот вопрос встает неизменно, как только на моем канале (а равно на любом другом) выходит статья о фильме Рязанова «Жестокий романс» или о пьесе Островского «Бесприданница». Как минимум один читатель напишет, что Харита Игнатьевна была цыганкой.

Сейчас уже никто и не вспомнит, откуда пошла эта информация, но вот подишь ты, её упорно разносят из статьи в статью. Аргументы при этом приводятся такие: у Хариты Игнатьевны в доме вечный табор (почти в буквальном смысле) — она явно благоволит цыганам, к тому же характер у неё, скажем так, не русский, о чем шутливо говорит Василий Вожеватов:

Кнуров. Бойкая женщина.
Вожеватов. Она, должно быть, не русская.
Кнуров. Отчего?
Вожеватов. Уж очень проворна.

Ну, честно говоря, да. Натура Хариты Игнатьевны , откровенно говоря, склонна к аферизму. Обмануть, перепродать, пыль в глаза пустить — ну правда же, цыганщиной отдаёт. Особо продвинутые пишут, что в переводе с греческого Харита означает «прелестница», «изящная», «легкая», «весёлая», что в целом соответствует образу Хариты Игнатьевны.

У Островского, как известно, все имена персонажей говорящие. Никого он не нарекал просто так. И если покопаться в имени Хариты Игнатьевны, то оказывается, что имя Харита греческого происхождения и берет своё начало от χάρη (ха’ри), что в переводе на самом деле означает «изящество». Имя её отца Игнат латинского происхождения и означает «огонь».

Тут сочетание изящества и огня — вполне цыганское. ))) А фамилия Огудалова происходит от русского слова «огудать» — «обмануть, облапошить, обольстить». Вот, собственно, и последний штрих к портрету. Согласитесь, что эти три слова: изящество, огонь, обман куда как прекрасно отражают характер Ларисиной матушки.

Но вот была ли она цыганкой и откуда пошла эта теория?

Некоторые авторы приписывают её блогерам, дескать, поколение ЕГЭ выдумывает всякую ерунду. Но нет, блогеры здесь совершенно ни причём.

О том, что Харита Игнатьевна может иметь цыганское происхождение, я читала еще в 80-х, как раз вскоре после выхода на экраны фильма и резко возросшего интереса к творчеству Островского. До сих пор помню строки из этой статьи: «Имя Харита было весьма распространено среди цыган».

Я не помню ни автора, ни издания, в котором была опубликована эта статья, однако дальнейшие изыскания привели меня к другому изданию, посвященному творчеству Островского. В 1946 году к 60-летию со дня кончины писателя российский и советский театральный историк Владимир Александрович Филиппов издал книгу «А.Н. Островский – драматург:

К 60-летию со дня смерти», которая была опубликована издательством «Советский писатель». В этой книге можно встретить такие слова: «…«Харитами» (харита в переводе на русский язык значит «прелестница») величали цыганок из хора, а «Игнатами» называли обычно в Москве каждого цыгана, как каждого извозчика «Ванькой»». Вполне логично.

Называли же когда-то в СССР всех немцев фрицами по имени Фриц, а за рубежом и сейчас всех русских женщин именуют Наташами. Остаётся открытым вопрос: а не выдумал ли Филиппов эту байку? Нет никаких аргументов как в её пользу, так и против.

Нельзя не учесть, что Филиппов родился в 1889 году, то есть, он помнил дореволюционное время и его распространенные обычаи. Кроме того, Филиппов является автором нескольких десятков монографий, посвященных творчеству писателей, и научность его трудов не позволяет предполагать какой-либо нечестности.

Противники цыганской теории указывают на то, что Дмитрий Огудалов был дворянином (в фильме на его надгробии указано «дворянин»), следовательно, жениться на цыганке не мог. Да, такие браки очень не приветствовались в обществе, но тем не менее случались.

Например, в 1867 году граф Сергей Толстой обвенчался с цыганкой Марией Шишкиной, с которой до этого прожил более 15 лет и нажил как минимум пятерых детей. Князь Сергей Голицын женился на цыганке Александре Гладковой. Так что всё вполне могло быть.

Однако и аргументы Филиппова, и исторические примеры не позволяют прийти к окончательному выводу: Островский на самом деле намекал на цыганское происхождение Хариты Игнатьевны или же он просто подобрал «говорящее» имя, а оно удачно совпало с цыганской теорией.

Вопрос останется открытым до тех пор, пока исследователи творчества писателя не найдут неопровержимых доказательств того или иного предположения.

Оцените статью