Помните, Афоня приходит домой вместе с новым другом Николаем? Его ждёт Тамара на фоне чудовищной стены с грязными, не просто старыми, а древними обоями.
Аналогично выглядит и вход на кухню. Грязный выключатель, давно не крашеный проём двери, стена украшена плакатом, но и он порван.
Тамара открывает банку консервов, больше в доме ничего нет, сидит печально рядом со голым столом, на котором только эта банка.
Утром Афоня проснётся, а у изголовья на тумбочке печальный натюрморт. Оконные рамы тоже некрашеные, грязные.
Заглянем в санузел? Санузел совмещённый, унитаз, ванная, раковина. Всё простенькое и опять же грязное, плитка слегка побита. В ванне спит Николай, потом он себе принесёт раскладушку, потому что у Афони только один старый протёртый диван, на котором почивает сам хозяин.
Ещё любопытная деталь, над раковиной — наклеенные картинки с девушками, вырезанные из журналов.
Ужас, правда? Для сравнения заглянем в квартиры других персонажей. Помните товарища, работающего в планетарии? Его Афоня попросту облапошивает, забирая у него импортную мойку, поскольку сантехник вознамерился одарить ею Елену, в которую влюбился.
У астронома дома очень уютно. Книги были одним из лучших украшений книжных шкафов в стране, жители которой много читали. Купить интересные издания было довольно сложно, но обменивали на макулатуру, как-то доставали через знакомых. Возможно, семья астронома собирала библиотеку много лет.
Интерьеры в квартире у прекрасной Елены, которой Афоня будет приносить импортные дары, хороши.
Обои, чувствуется, дорогие, дверь обита то ли кожей, то ли качественным дерматином, в кадр попал стул «под старину» с сидением в цвет обоев
Ещё раз кухня в деревенском стиле, и изящная Елена в домашнем платье, продуманно подходящем под интерьер кухни.
И у Кати Снегирёвой. Видимо, она живёт в коммуналке, в общем коридоре всё не ахти.
А в комнате очень уютно. Красивая посуда, мягкий свет и чистота.
Знаете, сколько раз с момента выхода фильма зрители высказывали претензии Тамаре? Много-много раз. С ней у Борщова были два года отношений, и она говорит ему, что годы эти — потерянные, всё надеялась, что женится. Типичный комментарий в обсуждениях:
Да что же это за женщина-то такая? Ей самой не противно приходить в такую грязь? Рукава засучила, ведро и тряпку в руки, всё намыла, уют создала!
Квартира, честно говоря, требует хорошего ремонта, это раз. Два — не каждый мужчина хорошо отнесётся к произволу на его территории, всё не так просто.
Три — Тамара не уборщица и, что даже важнее, не жена Афоне, мотивации у неё нет заниматься уборкой и ремонтом в квартире у человека, вроде как и встречающегося с ней, но, как оказалось, не заинтересованного в развитии отношений. Однако, критикуют её вовсю:
Да она хищница, ничего в дом, не заслужила быть женой.
Кстати, случайно приобретённый друг Николай делает гораздо больше, чем Тамара (она просто ничего не делает) в плане уюта.
Готовит простенькое горячее: макароны. Но с каким наслаждением их ест Афанасий! Коля сетует, что вилка одна, надо бы вторую купить, и ест макарошки ложкой.
Тумбочка с утренним натюрмортом, частью которого была консервная банка, преобразилась, как и стол. Салфетка, скатерть, цветы.
Сам Коля такой уютный. Торшер всё тот же, вместо одного абажура — газета. Шкафа у Афони нет, вещи — в чемоданах. На стене всё тот же страшный отпечаток ладони. А раскладушка заправлена идеально, что говорит о чистоплотной натуре Николая.
Но у Коли была мотивация — переждать разлад с супругой и сделать что-то хорошее новому другу, так по-доброму и бескорыстно приютившему его.
Так почему рукастому сантехнику не удалось превратить своё жилище в конфетку? Он мог добыть дефицитные материалы для ремонта, при желании, очень легко, услуги сантехника высоко ценились.
Конечно, квартира у Борщова служебная. Но и временное жильё можно преобразить, нет ведь ничего более постоянного, чем временное.
Но главная причина — в кризисе главного героя. Говоря попросту — не нужно ему ничего, он в глубоком внутреннем раздрае. Елена его немного вдохновила, интерес проснулся, так ведь она — ожившее сновидение в деревенском наряде.
А героя тянет в деревню, потому что там тётя, единственный родной человек. Он и о Елене мечтает в контексте этого воображаемого места — воздух, простор, уютный деревенский дом с женой и кучей детишек.
*
Так что, при желании Афоня мог всё, преобразить свою холостяцкую берлогу с минимумом вложений, хотя бы до уровня «бедненько, но чистенько».
Дело не в надуманной «нищете» советского человека, работяги. Просто у конкретного Афони — внутренний кризис. Всё плохо, ничего не радует, выпивка, женщины, попытки казаться кем-то значимым (как перед практикантами) — всё пустое и не в первый раз разочаровывающее.
А вы как думаете, Тамаре надо было заняться бытом Афони? Глядишь, и никуда не делся бы?