Каждый год в блогах раздаётся протяжный вой разочарованных авторов на тему: «Как я люблю повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» и до какой степени убог фильм, снятый по мотивам этой остроумной книги!»
Товарищи, дамы и господа! Это вообще нельзя сравнивать. «Чародеи» (1982) – отдельное произведение, связанное с «Понедельником…» только некоторыми деталями и второстепенными персонажами.
Я бы сказала, что это даже не продолжение, ибо, допустим, Киврин из «Понедельника» и тот герой, которого сыграл Валерий Золотухин – это два разных человека.
В повести мы наблюдаем за работой НИИЧАВО, расположенном в городе Соловец на улице Лукоморье, тогда как в телефильме показан совсем другой институт – НУИНУ, который базируется в Китежграде.
В «Понедельнике…» этот город упоминается несколько раз. Навскидку цитата: «Он был главой отдела Технического Обслуживания, знал до тонкостей всю технику института и числился консультантом Китежградского завода маготехники»*.
Или вот: «— Нет. Это никак невозможно. Завтра с утра вас, Александр Иванович, вызовет Китежградский завод, и мне придется дать вам командировку»*.
Лента Константина Бромберга – рассказ о другом учреждении, связанном с НИИЧАВО. «Чародеи» — это принципиально другая эпоха, другие люди и — другие резоны.
Да, Бромберг к тому времени уже создал культовый, как теперь говорят, фильм – «Приключения Электроника» (1979), у которого действие также перенесено из 1960-х в конец 1970-х.
Поэтому автору было не привыкать. Оба раза – и «Электроник», и «Чародеи» вышло преотлично. Да. Чем заняты в «Понедельнике…»? Созиданием. Если хотите, служением.
Наука – она же магия — первична. Всё остальное – мелочи быта, и понедельники начинаются в субботу. Вы заметили, что у Саши Привалова и его друзей, по сути, нет личной жизни?
Смысл в том, что сотрудники НИИЧАВО, не желая даже в новогоднюю ночь прерывать свои опыты, пробираются в институт, чтобы ещё немножко поколдовать.
Что делают герои фильма? Готовятся к празднованию, думают о том, как примут комиссию, заботятся о музыкальных номерах. Они уже накануне праздника погружены в расслабленность.
В «Понедельнике…» считали, что «занимаются счастьем человеческим». В «Чародеях» Волшебная Палочка – это штука, создающая материальные блага, до которых не дошли руки плановой экономики. Ну, или плохо дошли.
«Понедельник…» — мир мужчин, а «Чародеи» — дамское царство. Если приглядеться, всем рулят посредственные ведьмочки, а реальные колдуны, типа Брыля и Коврова, находятся в подчинении Алёны Игоревны.
Действительно, если быть истым фанатом ранних Стругацких, вот этот музыкальный фарс с костюмчиком а-ля Джон Траволта покажется издёвкой, а любовная линия Саниной и Пухова будет только раздражать.
По факту мы видим, как изменилось общество, и делать точную экранизацию «Понедельника…» в начале 1980-х никому не пришло бы в голову. Потому что к этому моменту главное — чтобы костюмчик сидел.