«Частная жизнь» (1982): когда заново знакомишься с семьей, потеряв работу

«Частная жизнь» (1982) – советская драма, которая была номинирована на Оскар. В 1982 году Михаил Ульянов получил «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции за исполнение главной роли.

Актер играет Сергея Никитича Абрикосова – высокопоставленного начальника, который видел смысл жизни лишь в работе. Сильная личность, прямолинейный человек, карьерист в хорошем смысле слова. Его семья, словно, находилась на другой планете. Мужчина не знал, о чем думают, мечтают, к чему стремятся его близкие. Домой Абрикосов приходил, чтобы переночевать.

И тут он вынужден уйти на пенсию, чтобы освободить кресло для более молодого сотрудника. С каким раздражением и обидой Сергей Никитич собирает вещи, прихватывая из ящика стола пистолет. А потом начинается совершенно непонятная для него жизнь. Абрикосов не знает, как правильно оплачивать проезд в общественном транспорте. Вместо деловых обедов он питается в пельменной, бродит по улицам родного города, который выглядит иначе, чем из окна служебного автомобиля.

Но, главное, мужчина только сейчас начинает узнавать жену, детей, тещу и других родственников. Супругу Абрикосова сыграла утончённая Ия Саввина. Она мужа поддерживает морально, но не отказывается от своей жизни, наполненной посещением концертных залов, работой, телефонными разговорами с подругами. Сергей Никитич с удивлением узнает о том, что у жены есть какие-то личные интересы, о которых он раньше не знал. Внешне благополучная супружеская пара, оказывается, находится в кризисе. Жена просит мужа отвернуться, когда готовится ко сну. Абрикосов впервые чувствует ревность. Ему хочется сблизиться с женой. И не только с ней. Герой заново узнает своих близких.

Младший сын Игорь (Алексей Блохин) разучился говорить по душам с отцом, которого раньше видел лишь по воскресеньям. Дочь от первого брака Марина (Елена Санаева) не делилась прежде с отцом своими переживаниями. С мужем она живет плохо, переживает за мать, которую пришлось определить в Дом престарелых, устает от воспитания двух маленьких сыновей.

Теща Марья Андреевна (Лилия Гриценко) – создает впечатление тихой запуганной старушки, которая побаивается зятя. Но при этом она ездит на рынок на служебной машине, хотя, зять говорит о том, что теперь это недоступно. Когда Абрикосов приходит домой нетрезвым, теща тихо, но четко обозначает, что спать он будет в кабинете. Теща контролирует жизнь семьи, хотя, не подает виду. Именно ей Марина оставляет адрес пионерского лагеря, в который она устроилась на работу. В этот лагерь едет Абрикосов, чтобы лично сообщить старшей дочери печальную новость. Герой начинает участвовать в жизни семьи.

Еще одна героиня – подруга сына Вика (Татьяна Догилева). Современная, общительная, уверенная в себе девушка, которая с бывшим высоким начальником общается просто. Она понимает, что для Абрикосова новая жизнь непривычна, предлагает ему найти какое-то хобби.

Михаил Ульянов тонко и точно передал характер своего героя. Когда он уже лишился чина, перестал носить деловые костюмы и галстуки, продолжает держаться гордо, с чувством собственного достоинства. Эта уверенность читается даже в позах, которые герой принимает во время разговоров с людьми.

А в финальной сцене актер без слов, одним взглядом передает сложность выбора. Абрикосов многое открыл, приобрел, осознал, потеряв работу. И теперь на весах либо возвращение к привычной жизни, в которой семья за кадром, либо участие в жизни близких людей. Финал открытый.

Оцените статью
«Частная жизнь» (1982): когда заново знакомишься с семьей, потеряв работу
Почему Сергей Бондарчук не хотел встречаться со своим старшим сыном