Сейчас принята версия, что тогдашняя фото-красота – результат особой съёмки, умело выставленного света, ретуши. Это не совсем так! Помимо постановочно-репрезентативных изображений, есть много групповых, где никого не ретушировали.
А хроника? А массовка в кино? И потом, дисгармоничного человека можно сколь угодно «правильно освещать», он никогда не будет светиться изнутри.
А тогда молодёжь именно светилась, горела, летала… Так что «Частную жизнь…» можно смотреть, как великолепное эстетическое зрелище с подтянутыми комсомольцами. Итак, перед нами – почти эталонный парень, Пётр Виноградов (Борис Ливанов – звезда своей эпохи, отец Василия Ливанова – лучшего Шерлока Холмса).
Петя — высоченный, светлоглазый блондин, как тогда было модно во всём мире — и в Голливуде, и в Стране Советов.
Авторы явили плакатную внешность, под которой, быть может, скрывается отнюдь не плакатная суть. Виноградов — хорош! Он окончил в провинции десятилетку, что по тем временам – прилично, работает в Москве на автозаводе и учится на вечернем.
Конечно же – рационализатор, талантливый технарь, но при этом тянется к общим знаниям – читает (точнее – орёт!) «Гамлета», лёжа в лодке, а ещё …пишет плохие (чудовищные) стихи.
Эти культурно-гуманитарные порывы смотрятся забавно — Петя красуется и только. Но главная беда Виноградова не в том, что он сочиняет дурацкие, неслаженные строки, а в том, что он – фанфарон и зазнайка.
Сейчас бы это назвали осточертевшим термином «завышенная самооценка», считавшаяся тогда резко отрицательным качеством. Петя – самовлюблён, а потому дозволяет себе жить по принципу: «Ведь я этого достоин!», как в не менее осточертевшей рекламе 1990-х.
Парнишка бесконечно бахвалится, лезет вперёд, расталкивает всех локтями, причём делает он это настолько беззлобно и как-то …естественно, что на него смотрят вполне благосклонно и больше смеются, чем хотят набить мор… красивое лицо.
Нравится Пётр и всем девушкам. К женскому полу красавчик относится легкомысленно – он знакомится с блондиночкой Тоней (Надежда Арди), хотя, у него уже есть шатеночка Валя (Галина Пашкова).
Просто, потому что хорошеньких девчат много не бывает и все такие заводные! У Виноградова есть два верных друга – Котя Охотников (Константин Градополов) и Сеня Кауфма (Валентин Цишевский), чуть менее яркие с виду, хотя тоже симпатичные.
Причём, студентку-архитектора Тонечку наш герой легко отбивает у скромного Коти. Нравится Пётр всем этим девчонкам! Но в итоге Тоня возвращается к своему жениху, Сеня женится на Вале, а Виноградов остаётся без пары.
Фильм – комически-дидактический, но при том – не давящий. Никто особо не внедряется в «частную жизнь» Петра Виноградова, а его похождения описываются с документальной констатацией.
Дескать, живёт такой парень… Более того – никто не пытается сказать, что, если Виноградов – хвастун и «бaбник», то он автоматически перестаёт быть крутым производственником. Это именно жизнь, а не набор штампов.
В кадре можно увидеть московские новостройки, вроде здания Наркомзема по проекту Алексея Щусева, улицы, трамваи, заводскую мощь, Парк Культуры с парашютной вышкой — центром притяжения молодёжи.
А ещё эту кинокартину надо смотреть, как произведение искусства. Так, режиссёр Александр Мачерет был поклонником новаторских приёмов, например, съёмок сверху и снизу, чтобы явить особую динамику.
В этом фильме за несколько лет до хвалёной, распиаренной нацистки Лени Рифеншталь с её «Олимпией» (1937) показаны прыжки в воду с разных точек съёмки. Кстати, и Дискобола «оживила» тоже не она – впервые это явил Абрам Роом в «Строгом юноше» (1935).
Так что это не её разработки, а советские, которые потом сделались популярны по всей Европе, как и русский авангард в целом.