Эльдар Рязанов по какой-то причине плохо относился к своей «Девушке без адреса» (1957), хотя, реально неудачный его фильм из ранних — это «Человек ниоткуда» (1961). Комедию тогда быстренько сняли с проката (не запрещали, а именно сняли после провала), и она лежала на полке до 1988 года.
В Перестройку вообще всё снимали с той пресловутой полки, и за редчайшим исключением, опальные ленты оказывались ерундой. Почему же из кинотеатров убрали рязановского «Человека…»? Нет, никакой крамолы!
Эксцентрическая комедия была откровенно слабой. Но я разбираю и неудачные фильмы, находя в них что-нибудь интересное. Допустим, тут есть прекрасные виды старой Москвы, которая была тогда новой.
В эру Оттепели вообще любили этот приём – как бы невзначай, по ходу дела показывать, какой стала Москва за послевоенные годы. А «Человек ниоткуда», как, собственно, и «Девушка без адреса» — бесконечные приключения на фоне столичных красот.
Эксцентрика у Рязанова всегда получалась плохо. Он – комедиограф диалогов и ситуаций, а не прыжков и гэгов. Если бы всё то же снял Леонид Гайдай с его любовью к Чарли Чаплину и Гарольду Ллойду, вышло бы куда как лучше.
Правда, у сценария был и ещё один заметный минус – патетика, с которой все там вещают. Это не потянул бы и Гайдай! И вот ещё что – актёры …плохо играют. Точнее, вообще не играют. Произносят текст, иногда — очень громко.
Несмотря на то, что перед нами Юрий Яковлев, Людмила Гурченко, Анатолий Папанов, Сергей Юрский, ощущение, что смотришь не самый лучший спектакль провинциальной самодеятельности. Но вернёмся к сюжету.
В те времена была популярна тема «весёлой науки» — бесконечные «Физики шутят» и «Понедельник начинается в субботу» — говорить о серьёзном с юмором. Об открытиях и мыслительных процессах – в КВН-овском стиле.
«Человек из ниоткуда» замышлялся, как повествование о смешных коллизиях в судьбе антрополога Поражаева (Юрий Яковлев). Занимательная деталь – всё начинается с чёрно-белого пролога, где учёный уверяет своего оппонента – Крохалёва (Анатолий Папанов), что племя тапи существует.
Поражаев, упорно не желая слушать ничьи доводы, уходит из исследовательского лагеря и, заблудившись летит в пропасть. Теряет сознание. Дальше начинается …цветная реальность, оказывающаяся обморочным сном Поражаева.
Ничего не напоминает? Разумеется, потом это использует Леонид Гайдай, но уже в случае с машиной времени. Итак, все приключения с участием хомо-сапиенса из племени тапи (Сергей Юрский) – это фантасмагория, мечта.
Человек-тапи чудит, нападает на машины, радуется всяким штукам, попадает в милицию, сбегает, снова оказывается в дурацкой ситуации. Поражаев выдаёт его за чемпиона-бегуна, который прибыл издалека, а потому – неистов и странен. Впрочем, спортивная форма дикаря действительно – великолепна.
Параллельно Поражаев и Крохалёв борются за сердце девушки Лены (ужасная игра Людмилы Гурченко, и ей, видимо, было скучно это изображать).В финале дикарь уходит к сородичам, обещав сделать из них людей, а Поражаев просыпается и снова наблюдает чёрно-белую действительность.
Этот фильм можно посмотреть один раз и то ради московских сцен, где просто показывают город. А так… В Википедии дан стишок, спетый куплетистами той поры: «На «Мосфильме» вышло чудо — / «Человек из ниоткуда». / Посмотрел я это чудо — Год в кино ходить не буду!»