«Человек в проходном дворе»: советский многосерийный фильм о том, как искали военного преступника

Продолжаю серию обзоров многосерийных телефильмов СССР. Сегодня у нас на очереди картина режиссера Марка Орлова, снятая по одноименной детективной повести Дмитрия Тарасенкова.

«Человек в проходном дворе» 1971 г. 4 серии

Это случилось в одном из небольших курортных городков Прибалтики. К начальнику местного КГБ пришла его хорошая знакомая, Тийна Лаанеметс, бывшая во время немецкой оккупации связной антифашистского подполья.

Она взволнованно рассказала, что встретила на улице Гришу Юшкова, которого знала по партизанскому отряду, но ведь отряд и городское подполье в 1944 году были уничтожены немцами. Удалось уцелеть только двоим, ушедшим на задание, и ей, спрятавшейся у родственников. Юшков сказал, что она обозналась, хотя по лицу было видно, что узнал.

Примерно через три часа труп Юшкова Григория Михайловича, курортника из Сибири, остановившегося в 36-м номере местной гостиницы, нашли за мусорным контейнером в проходном дворе. Убитый не был ограблен. Неподалеку от места преступления обнаружен немецкий кастет, явный артефакт военного времени.

Из уцелевшей документации местного отделения гестапо работникам госбезопасности было известно, что отряд и городское подполье выдал агент по кличке «Кентавр». Начальство характеризовало его как талантливого инициативного работника, физически крепкого и знающего немецкий язык. Из недостатков указывалась склонность к пьяной болтовне. К сожалению, фотографии или словесных примет Кентавра не сохранилось.

Так кем же являлся убитый? Самим Кентавром, уничтоженным неизвестным мстителем, или свидетелем, от которого избавился скрывающийся Кентавр? И вот, через несколько дней, на место покойного Юшкова заселяется симпатичный молодой человек, студент Борис Вараксин.

Он знакомится с соседями по комнате, знавшими Григория Михайловича. Те, конечно, «радуют» рассказом, что за оригинальную койку получил новичок. Вараксин в меру ужасается и интересуется происшествием, бродит по городу, общается с людьми, пытается временно устроиться матросом на сейнер и с каждым новым знакомым заговаривает по-немецки, ссылаясь на необходимость практики языка перед экзаменом. Разумеется, молодой человек — чекист.

Он поддерживает связь с местным горотделом КГБ и милицией, официально ведущей следствие, скрытно присутствует при допросах и ломает голову кто и почему убил Юшкова. Вызывают сомнение трое: соседи по номеру Войтин и Пухальский, приятель убитого Генрих Осипович Буш, но Борис не ищет легких путей — он найдет и новых кандидатов в подозреваемые.

Следует отметить, что фильм часто ругают за затянутость, в отличие от захватывающего первоисточника. Повесть написана от первого лица. Она передает постоянную работу мысли и переживания оперативника, занятого поиском убийцы. Это придает событиям дополнительное измерение, которое, к сожалению, нельзя перенести на экран.

Авторы картины закадровым текстом пытаются передать состояние героя, но та мнительность, из-за которой Борис боится повернуться спиной к директору или когда ему кажется, что повсюду встречаются люди с именем «Семен», в экранизации теряется. В результате мы имеем неторопливый детектив, представляющий ценность для любителей ностальгии.

Перед нами курортная Прибалтика семидесятых: готические крыши Таллина, особняки и домики в окружении деревьев, девушки в цветных коротких платьях, мужчины с фигурами, которые не стыдно показать на пляже. И все это беспечное летнее настроение подчеркнуто превосходным музыкальным рядом. Правда проходной двор, упоминающийся в названии, мрачен и неприветлив. Ну так это ж место преступления.

Говоря о недостатках, могу добавить, что меня раздражала одна деталь операторской работы. При диалогах обычно выбирают ракурс, позволяющих видеть лица обоих участников. Оператор же данной картины часто снимал так, что перед зрителем лицо одного из героев и затылок его собеседника. Никогда не видела в кино так много затылков. По-моему, это не столь выразительная часть фигуры, чтобы на ней сосредотачиваться.

Из актеров поражает изумительный Переверзев — моряк Войтин. Иван Федорович не впервые играет морского волка, но на это раз ему достался какой-то потрепанный волк. Он уволен за пьянство и продолжает предаваться пагубному увлечению в гостинице. Валяется, помятый и небритый, на койке, натянув на голову простыню. Дежурная по этажу Раечка его презирает, но мы, начиная с рассказа о ключе, понимаем, что перед нами не просто опустившийся тип.

Второй великолепный персонаж — Генрих Осипович Буш, пожилой, но не сдающийся жизнелюбец, в исполнении Виктора Чекмарева. Чувствуется, что в молодости он был большим поклонником вина и женщин, но это лишь одна сторона персонажа. Буш еще и хитроват, трусоват, общителен, гостеприимен. Многогранный получился образ, приятно полюбоваться вне зависимости от детективной интриги.

Забавно, что в фильме вновь встретились два актера, игравшие мошенников из «Дела Румянцева», Виктор Чекмарев и Антс Эскола. Здесь Эскола играет Мартина Мягера, соседа Буша, непонятно почему мятущегося и тоже подозрительного. В поле зрения следствия попадает и загадочный Пухальский (Хайрис Лиепиньш), интеллигентный на вид, но явно занятый темными делами.

В общем, есть над чем поломать голову главному герою в исполнении Геннадия Королькова, пока он, как образец мужественности, фланирует по городу в модных джинсах с маленьким приемником в руке, издалека похожим на сотовый телефон.

Чем еще, по-моему, выделяется этот фильм, так это красивыми актрисами. Немолодая, но роскошная Ирина Скобцева в роли то депрессивной, то меркантильной, то ищущей развлечений вдовы Юшкова. Отсутствующая в повести, но возникшая на экране Кристина Куслап (Эве Киви) — сотрудница КГБ и связная Вараксина. Высокомерная Раечка (Вера Саранова), жаждущая интересной жизни (которая скрыто вокруг нее и кипит).

Словом, если вы не завзятый поклонник экшна — будет на что посмотреть. Ну и, конечно, сама история поиска преступника, попутно раскрывающая смысл названия. «Всю свою жизнь он провел как бы в проходном дворе. Все было для него временным, потому что постоянным было чувство страха.»( Дмитрий Тарасенков «Человек в проходном дворе»).

В завершение не могу не привести строки прекрасной песни «Сосны» (муз. Л. Гедравичуса, сл. Н. Олева), отчасти передающие суть сюжета:

Время не щадит воспоминаний Их смывает, как песок вода Но стоят все время между нами Море, дюны, сосны и война Все кругом опять светло и просто Для кого-то вновь шумит прибой Как и я, седыми стали сосны — Сосны с непокрытой головой.

В картине также снимались: Вацлав Дворжецкий (Кыргемаа, начальник горотдела КГБ), Николай Еременко-старший (капитан Сибул, следователь милиции), Тийна Лаанеметс (Олга Круминя), Николай Лебедев (II) (Владимир Попов), Лев Перфилов (сотрудник КГБ), Борис Чипурин (певец в ресторане) и другие актеры.

Оцените статью
«Человек в проходном дворе»: советский многосерийный фильм о том, как искали военного преступника
Михалков требовал переписать финал и ему пошли навстречу: история фильма «Инспектор ГАИ»