Чем «борцам за равноправие женщин» не угодили «Алые паруса», «Афоня» и даже «Гостья из будущего»

К фем-сообществу не принадлежу и некоторые категоричные утверждения «защитников женского равноправия» мне не по душе. Например, я не согласна с осуждением в фем-активистов наших старых фильмов.

Дальше проведу цитаты из разных форумов и блогов. Не буду особо их комментировать — отмечу только, что считаю их излишне категоричными. А дальше предлагаю вам сами определиться — с каким утверждениями вы согласны, а что также считаете «перебором».

«Гостья из будущего»

В этом фильме «защитники женщин» возмущены тем, как одеты героини из будущего. Усмотрели в этом то, что «несмотря на техническую прогрессивность, в 2084 году будет процветать патриархальные ценности».

«Полина ходит на невыносимо высоких каблуках. А чего только стоит ее красное платье с разрезом до пупа. Сама Алиса вынуждена рассекать в коротком сарафане — очевидно некомфортном для активного ребенка. Такие вещи возвращают нас к патриархальному стереотипу «ты же девочка/женщина, ты должна носить юбки и каблуки, ведь они услада для мужских глаз» (из блога «Тестом Бехделя по фильмам»).

«Алые паруса»

Некоторые фем-сторонники осуждает Ассоль. Вроде как у героини были все предпосылки стать полноценной личностью: она была креативной девочкой, давала годные советы отцу, была склонна к изобретательству. Но девочке «вживили» в голову идею про «жди принца, только так ты обретешь счастья».

«Как же меня коробит от одной фразы Ассоль. Она слушает волшебника Эгля про обещанного ей принца и в ответ произносит: «Я полюблю его. Но только если он не дерется». Бедная девочка. Не густо у нее с критериями для будущего избранника: нужны лишь паруса и что б не бил — и все, она сразу готова бежать замуж за первого встречного. Чувства, общие интересы, уважение друг к другу — это даже не упоминается» (цитата из блога психолога Элеоноры Айсман).

«Москва слезам не верит»

Ожидаемо, что многие фем-последовательницы не одобряют выбор Екатерины в пользу Гоши. Этот мужчина для них — худшее из того, что может случиться с самодостаточной женщиной.

«Умная, успешная женщина, которая сама ребенка воспитала и карьеру построила. Но вдруг попадает в «лапы мужчины своей мечты» и в миг меняется. Вот она уже молча, потупив голову, наливает ему суп, всем своим видом извиняется перед ним и молча соглашается с тем, что теперь все в ее жизни будет решать мужчина, ведь она так долго его ждала. А мужчина и рад, он с такой позицией полностью согласен. Осталось всего-то ничего — чтоб дама его сердца с работы уволилась и что б превратиться в абсолютную домохозяйку (а скорее всего так и будет, начальницу в семье он не потерпит)…» (из блога в ЖЖ «Тата Неотразимая»)

«Пираты 20 века»

Фильм для мужчин. Понятное дело, такой расклад не пришелся по душе активным «защитницам слабого пола».

«Жалко мальчиков, которые выросли на таком фильме и взяли его за образец. Им показали, что женщины — не личности, а предметы (пускай и ценные). Героинь в фильме то целуют, то похищают, то охаживают плетью. И все — слов им особо не дают, думать по-своему тоже не разрешают, инициативу проявлять не рекомендуется — нужно всего-то ждать спасения хорошими героями, не путаться под ногами и потом благодарить своих спасителей» (из комментариев в блоге «Фем-фильмы»).

«Афоня»

Казалось бы, что эта комедия — настоящий кладезь из сильных и вразумительных героинь (кроме Кати с ее слепой влюбленностью в сантехника). Ни при каком раскладе не получится назвать слабовольными мастера ЖЭУ Людмилу Иванну, или безымянную сотрудницу гастронома, за пару секунд загоняющую тунеядца Федула на рабочее место, или Тамару. Но эти персонажи не угомонили активных фем-зрителей и они усмотрели маленькую, но оскорбительную для себя сценку.

«Вспомните момент с рестораном. На сцене играет ВИА, состоящий из музыкантш. Даже на барабанах играет женщина. Единственный мужчина в ансамбле — контрабасист. И что делает Афоня, когда решает отблагодарить ВИА за музыку? Протягивает деньги — но не солистке, а именно своему сородичу по полу, посчитав его главным (мужчина же, как иначе)» (цитата из ветки с обсуждением кино на форуме «БэбиБлог»).

«Иван Васильевич меняет профессию»

Есть некий критерий равноправия киногероинь в кино — фем-эксперты подсчитывают, сколько раз женщины в фильме разговаривают друг с другом. Если в фильме общаются только мужчины, то он фем-сообществе считается патриархально-деспотичным. И именно таким был признан «Иван Васильевич».

«В этой комедии женщины только раз говорят друг с другом: во время царского застолья мельком показывают прислужниц царицы, которые неслышно перешептываются друг с другом, даже слов их не слышно. Все — в остальных кадрах женщине дают слово исключительно в беседе с мужчинами» (из блога «Умная КиноШкола»).

«Кавказская пленница»

С главными преступниками комедии все понятно — принижают бедолагу Нину, решая за нее ее судьбу. Но «красавицу и спортсменку» спасает благородный Шурик. К нему-то у фем-зрительниц претензий не должно быть — так я думала, но оказалась не права. Шурику тоже досталось по первое число.

«Шурик соглашается на авантюру, не поговорив с Ниной. Ах, его убедили незнакомые мужчины, что девочка сама просила парня об участии, это ее идея. Но какое же это слабое оправдание: Шурик мог бы все же голову включить и проверить (авантюра ведь сомнительная и явно нарушает уголовный кодекс). Ладно, Александр потом одумался и побежал исправлять свою ошибку. Но когда исправил и освободил девушку, то тут же все испортил: он кинулся целовать Нину, пока та еще была связана веревкой по рукам и ногам и злилась на него, обвиняя в соучастии в похищении. Вот такой «благородный» парень, «уважающий» свободу девушек» (цитата из комментариев в блоге «Фем-кино» в ЖЖ).

Вот такое бывает мнение о фильмах. Да, я приведенными цитатами не совсем согласна и считаю их излишне категоричными. Но в то же время призываю уважительно относиться к праву на разное мнение о кино.

Оцените статью
Чем «борцам за равноправие женщин» не угодили «Алые паруса», «Афоня» и даже «Гостья из будущего»
Почему Леонид Ярмольник отказался от звания народного артиста и за что его вырезали из фильма «Кин-дза-дза»